Субкультурное своеобразие инвалидной детской среды+, страница 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ситуация, сложившаяся в стране, в сфере культуры и искусства, идентичная положению многих отраслей в целом. Но утверждать о том, что позитивные стороны отсутствуют, было бы не справедливо.

Сложности, безусловно, присутствуют, и их еще долго придется преодолевать, но вместе с тем происходит определенная интенсификация новых моделей, технологий, форм социокультурной деятельности. Результатом перестройки общественного строя явилось образование сильное расслоение общества с выделением множества социально незащищенных групп, которые в особой степени нуждаются во внимании и заботе.

Эти группы пытаются облегчить свое положение на всех уровнях бытия, ходя процесс их адаптации проходит достаточно сложно. Кризисная ситуация всегда рождает мощный веер альтернативных решений, как протест против существующих реалий. Инвалиды не сидят сложа руки, а пытаются посильно действовать во всех сферах жизни общества. Позиция государства – реально им помочь: на законодательном, социальном, культурном, экономическом уровнях.

В сфере культуры и искусства, социокультурной деятельности процесс модернизации продолжается. Те же группы населения ведут активный поиск в создании адаптивных форм проведения досуга, имеющего реабилитационную направленность, формировании инновационных технологий, наполнении современным содержанием культурной среды. Таким образом, создается и развивается явление «субкультура». Таким образом, происходит динамика культуры в целом и ее обогащение субкультурными «вливаниями».

Субкультура инвалидной среды формируется во многом еще в период детства, впитывая черты общемировой, национальной культуры, культуры малой родины, семьи.

Данное исследование дало возможность детально выявить и обобщить субкультурные составляющие конкретно детской инвалидной среды в контексте Федеральной целевой программы «Дети России», подпрограммы «Дети-инвалиды». Подобное исследование не единственное, касающееся проблем социокультурной реабилитации в детской инвалидной среде, хотя и является по сути первым в анализе феноменальности ее субкультуры, что, безусловно, придает ему инновационный характер.

Инвалидная категория населения образуется из числа здоровых людей, поэтому изначально истоки ее субкультуры исходят из культуры общества, социума, с которыми инвалиды связаны социальными узами.

Вместе с тем, в силу физических или психических отличий инвалиды продуцируют ответно свои, присущие только ей, характерные черты, что, собственно, и выделяет их по содержанию и его реализации на понятие «субкультурное» явление.

Более того, данная специфика перекладывается на детский возраст, имеющий сложные характеристики периодов, что еще глубже усугубляет субкультурное своеобразие. То есть в инвалидной субкультуре вообще мы вычленяем детскую инвалидную субкультуру как составляющее.

Обозначенная позиция способствует развитию подходов, технологий, методик, программ, форм их наполнения, направлений социокультурной деятельности как для детей-инвалидов с учетом их физического и психического самочувствия, так и здорового населения, включенного в социальные взаимодействия с ними. А, значит, происходит взаимопроникновение субкультур всех слоев.

С одной стороны, инвалиды открывают здоровому сообществу огромный мир нетрадиционного жизненного проявления в культуре и искусстве, демонстрируют возможности человеческого организма в социокультурном контексте, с другой – здоровые люди наполняют инвалидную среду представлением и пониманием того, каким должен быть полноценный человек как личность посредством применения социокультурного потенциала и ресурсов. Для этого сообщество здоровых людей создает условия в целях интеграции и культурного развития инвалидов – детей и взрослых.