Субкультурное своеобразие инвалидной детской среды+, страница 2

Непременным условием интеграции инвалидов в социокультурную жизнь является реабилитационная деятельность, имеющая многочисленные  направления в работе с инвалидами (в том числе – коммуникация), то есть восстановление их возможностей полноценного участия в современных социальных взаимодействиях. Реабилитационная эффективность повышается, если рассматривать ее с точки зрения вклада в общую культуру: учет специфики культуротворческой деятельности с одновременным освоением мировых культурных образцов и ценностей, приобщением к сложным формам культурной коммуникации, включения в общепринятые формы социокультурной практики, привнесение субкультурного своеобразия в общую культуру страны и мирового сообщества.

Мировая и отечественная практика свидетельствует о том, что все попытки искусственно создать специфично инвалидные субкультуры, то есть осуществлять в отношении них сегрегацию, оканчивались неудачами с точки зрения полноценного существования инвалидов как членов общества.

Следовательно, по ходу изменений в общественной жизни на уровне социокультурной  политики в отношении инвалидов следует постоянно отыскивать адекватные пропорции сегрегации и интеграции инвалидов, не нарушающие интересов ни этой, ни других социокультурных групп.

Невостребованность обществом многих потенциальных возможностей, творческих способностей взрослых и детей-инвалидов, энергии самого инвалида по-прежнему беспокоит лишь узкий круг ученых и специалистов-практиков. Отчужденность и замкнутость инвалидов и их семей грозят превратиться в устойчивую внутреннюю установку личности инвалида и передаваться от взрослых к детям.

Социокультурная коммуникация, являясь основополагающим фактором социализации, активности жизненной позиции, целеустремленности, реабилитации, еще не получила должного признания ни в самой инвалидной среде, ни в среде лиц, профессионально работающих с этой категорией населения, социальной прослойкой.

Как показывает практика, а также отсутствие специальных теоретических работ, общение является затруднительным даже среди самих инвалидов, что свидетельствует в большинстве случаев о неразвитости уровня их общения. Все это выступает в качестве основания для организации специальной работы по исследованию:

·  во-первых, инвалидной среды как коммуникативного пространства,

·   во-вторых, выявления особенностей ее этикета,

·  в третьих, совершенствование моделей взаимоотношений с помощью вербальных и невербальных средств в различных секторах общественного взаимодействия;

·  в четвертых, использование знаковых систем семиотики, особой письменности, пластики, образного выражения и других элементов коммуникации,

·  в-пятых, включение, как инновационного элемента, знаний и наработок нетрадиционных наук (эзотерика, герменевтика, нумерология, астрология и др.) в организацию коммуникации инвалидов в социуме.

Сказанное подводит нас к выводу о необходимости изучения и использования специальных коммуникативных методик и технологий, успешно применяемых в зарубежном сообществе с целью более интенсивного продвижения и достижения позитивных успехов в решении проблем общения.

Процесс организации общения инвалидов (взрослых и детей) и здоровых людей играет немаловажную роль в формировании гуманного, толерантного общественного сознания в отношении к ним и их проблемам.

Но сегодня российское общество еще не в состоянии ни теоретически, ни практически принять феномен инвалидности в силу психологической неготовности и отсутствия необходимых навыков общения и знаний о проблемах и специфике инвалидной субкультуры.

Весь успех интеграционного процесса не будет иметь перспектив, если не совершенствовать знания, умения, навыки обеих сторон для достижениюя взаимопонимания, создания комфортной коммуникативной атмосферы в обществе.

На сегодняшний же день коммуникация как система либо полностью отсутствует, либо только предпринимаются отдельные усилия в виде разрозненных общеизвестных технологий, мало пригодных к специфике инвалидной среды.