Субкультурное своеобразие инвалидной детской среды+, страница 3

Какие проблемы решала бы такая система в обществе?

·  Экономические (создание материальных и духовных благ);

·  Духовно-нравственные (создание в обществе этических норм, правил осуществления толерантности);

·  Совершенствование гуманистических основ нормативно-правовой базы, что свидетельствует о наличии демократического государства;

·  Создание кадрового ресурса для решения проблем коммуникации.

В настоящее время практически нет специально подготовленных кадров, компетентных в вопросах коммуникации инвалидов. В качестве их выступают либо психологи, владеющие психологическими приемами, либо педагоги, далекие от практического общения, либо ни те и ни другие, а люди, попавшие в социальную сферу по стечению жизненных обстоятельств и мало что понимающие в данном деле.

На основе концепции новой парадигмы образования, доктрины образования, декларации прав культуры, законодательных документов, научным коллективом ученых России под эгидой Министерства образования разработаны концептуальные подходы к образованию инвалидов.

Сегодня в состоянии российского общества по отношению к инвалидам существует множество противоречий, бумерангом отзывающихся и на сфере коммуникации. Среди них следует выделить такие:

·  между имеющимся законодательством и реальными потребностями инвалидов во всех сферах жизнедеятельности;

·  между теорией и практикой осуществления социально-реабилитационной деятельности;

·  между негативизмом общественного сознания и потенциальными возможностями вклада инвалидной среды в общественное производство и культуру;

·  между реальной социально-экономической базой и созданием условий для реализации принципов независимого образа жизни инвалидов.

Акцентируя свое внимание в большей степени на изучаемом нами направлении проблем инвалидности, мы определили наличие определенных неразрешенных вопросов, исходя из  наличия выделенных противоречий:

·  сегодня четко обоснованная и сформированная система коммуникации инвалидной среды и механизмов взаимодействия практически отсутствует на государственном уровне. Имея примитивный, бытовой характер она присутствует лишь во взаимодействии элементов «родитель-ребенок (инвалид)», «родитель (инвалид)– дети», «инвалид-инвалид», «инвалид-специалист (медик, дефектолог, психолог, социальный работник)». Данный вид контактов исходит лишь из необходимости элементарного общения с представителем инвалидной среды, имеющего лишь ограниченный круг общения из вышеобозначенных контактов. Сегодня приходится констатировать, что полностью отсутствует государственная концепция социокультурной реабилитации инвалидов, в которую как составляющее должно органично войти направление коммуникации.

·  в существующих формах и методах реабилитации инвалидов слабо учитывается решающее значение социально-культурной деятельности (и коммуникативных технологий в частности), делая ставку лишь на улучшение физического состояния, возможного восстановления с медицинской точки зрения.

·  обучение кадров для работы в инвалидной среде либо полностью отсутствует (часто в социальной сфере работают случайные люди, далекие от профессионализма), либо носит бессистемный характер (редкие семинары, «круглые столы», встречи, конференции). Исследуя тематику проводимых в различных регионах обучающих форм, мы отметили, что снова акцент ставится лишь на медико-психолого-педагогические аспекты.

Теряя привычный круг общения, привычные формы досуга в связи с наступлением инвалидности, человек, в первую очередь, испытывает дефицит общения, что ведет к так называемой дефицитарной патологии развития личности. Одной из главных проблем в этой ситуации является семейное общение. Отсутствие культуры семейного общения усугубляет социальную дезинтеграцию личности инвалида. Вот почему, определяя меры и пути социальной реабилитации, серьезное внимание должно быть уделено вопросам семейного общения, выявлению его сложностей, отсутствия культурных традиций семейного общения, обучению самого инвалида и членов его семьи техникам оптимального общения. В состоянии инвалидности особо подвержена деформация эмоциональной сферы, обуславливающая нередко сложности досугового общения.