Субкультурное своеобразие инвалидной детской среды+, страница 8

Содержание характера, отражающее общественные воздействия, влияния, составляют жизненную направленность личности, то есть ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и так далее. Направленность личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, которые он ставит себе.

Однако характер и направленность личности – это не одно и то же, добродушным и веселым может быть как порядочный, высоконравственный человек, так и человек с низким, нечистоплотными помыслами. Направленность личности накладывает огромный отпечаток на все поведение ребенка-инвалида. И хотя поведение определяется не одним побуждением, а целостной системой отношений, в этой системе всегда что-то выдвигается на первый план, доминируя над ней, придавая характеру человека своеобразный колорит.

Следует отметить, что в общем развитии человека наблюдаются две взаимосвязанные линии – биологическая и социальная. Эти две линии прослеживаются, если обратиться к процессу развития человека с момента его появления на свет. Когда рождается ребенок, то говорят, что родился человек как биологическое существо, но отнюдь нельзя сказать, что родилась личность. Процесс биологического созревания и изменения человека проявляется в возрастных этапах его развития и поведения и находит выражение в специфических биологических чертах детства, отрочества, возмужалости и старости. Однако процесс биологического развития человека теснейшим образом сочетается с приобретением значительного количества социальных свойств и качеств, которые характеризуют его как общественное существо. Например, здоровый ребенок с полуторамесячного возраста начинает улыбаться при виде близких людей, потом овладевает речью, приобретает способность к прямохождению, усваивает навыки и привычки обращения с вещами и предметами, а также поведение в семье и на улице, начинает выполнять те или иные трудовые обязанности. При этом характерно, что и речь, и вырабатываемые разнообразные навыки и привычки поведения и трудовой деятельности у детей одной и той же национальности, но живущих в разных социальных и бытовых условиях, бывают различными. Социальные свойства и качества формируются у людей прижизненно. Понятие «личность» характеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность прижизненно вырабатываемых им у себя социальных свойств и качеств. Личность – это человек, который в процессе самопознания воспринимает себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии «Я».

Одним из факторов развития личности является общение. Движущие силы развития личности выявляются в противоречии между изменяющимися в деятельности потребностями человека и реальными возможностями их удовлетворения. Например, годовалый ребенок свою потребность в общении с взрослым человеком может удовлетворить с помощью слов-предложений. Произносит слово «дай». Слово здесь заменяет собой развернутое предложение – мама, дай мне куклу. Ребенок-инвалид, имеющий заторможенное развитие, желание к общению выражает улыбкой или мычанием, протягиванием руки. Пока потребности малыша не столь сложны, овладение им небольшого запаса слов может обеспечить его деятельность. Однако расширение кругозора значимых для ребенка объектов, то есть обогащение сферы его потребностей, вступает в противоречие с грамматическими возможностями его языка. Это противоречие разрешается расширением активного словаря (двух-трех сложных предложений). С растущими потребностями ребенка, активно вовлекаемого взрослыми в процесс общения, ведет к появлению все более высоких по уровню форм речевой деятельности (слова приобретают более точные значения, фонетика совершенствуется  и так далее). Преодоление противоречий, ведущее к развитию личности, происходит в деятельности путем овладения отдельными средствами ее осуществления с помощью обучения. Вот почему развивающаяся личность постоянно воспроизводит новые и новые потребности. Развитие, отбор, воспитание потребностей, приведение к той нравственной высоте, которая должна быть свойственна социальной личности, является одной из центральных задач формирования личности человека.