Социальная личность складывается в общении людей и по сути дела предстает как система социальных ролей человека, освоение которых начинается в детстве, в разных группах, мнением которых он дорожит. Все формы самоутверждения в профессии, общественной деятельности, дружбе, любви, соперничестве и т.д. формируют социальную структуру личности.
Для детей-инвалидов в той или иной мере присущи обособленность и замкнутость, что обусловлено нарушением здоровья и неготовностью социальных институтов удовлетворять их потребности. В связи с этим особое значение имеет содействие в самоопределении личности ребенка, молодого человека, ставших инвалидами. Самоопределение, включающее становление личности и ее самоидентификацию с той или иной социальной группой, социальной общностью - длительный процесс. Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что называют социализацией. Человек учится выполнять социальные роли, то есть учится вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, служащего, супруга, родителя и т.д. Все они имеют выраженный культурный контекст и, в частности, значительно зависят от стереотипа мышления. Творческое мышление существенно изменяет качество социализации.
Реабилитация должна обеспечивать восстановление или уменьшение ограничений у инвалида, приводящих к социальному ущербу его самого, семьи и общества. При этом важное значение имеет целостный подход к личности инвалида, учитывающий все его проблемы, индивидуальные потребности, надежды, интересы, социальный фон. Инвалид из объекта превращается в полноправного субъекта, стоящего в центре процесса реабилитации, делая акцент на коммуникации, и активно в нем участвующего.
Оценивая накопленный опыт и возможности средств культуры, способной путем использования различных технологий помочь инвалиду достичь реабилитационных результатов, выступающих и как критерии (уровень социальных связей; развитие творческих способностей и удовлетворение эстетических интересов; самоутверждение в новой сложной ситуации), есть все основания представлять социокультурную реабилитацию как часть социальной реабилитации (на основе социально-средовой ориентации).
Репродуктивная деятельность в сфере социокультурной реабилитации позволяет использовать инвалидам свой интеллектуальный, творческий, художественный потенциал не только для своего блага, но и для обогащения всего общества.
Анализируя научную литературу, мы пришли к выводу о том, что разрозненные попытки соотнесения социокультурной сферы и инвалидной среды существуют автономно.
ССоциально-психологическое своеобразие коммуникативного процесса инвалидной среды.
21. Специфика психологических проявлений инвалидов в контексте физических дефектов.
Мотивы участия инвалидов в социокультурных взаимодействиях.
Существенное значение для налаживания комфортных социальных связей и взаимодействий в обществе имеет психологическая предрасположенность всех участников этих связей и взаимодействий. Но такая ситуация достижима лишь в случае, когда эти участники имеют достаточно сформированный уровень психологической мотивации к вступлению в контакты и совместную деятельность. Сегодня можно твердо утверждать, что здоровые люди (ни взрослые, а тем более дети) пока еще не имеют ни желания, ни специальных знаний для общения с инвалидами, да и не видят смысла в таких контактах. Но жизнь и социальная политика, проводимая всеми цивилизованными государствами мирового сообщества, рано или поздно приведет к необходимости установления позитивных взаимодействий обеих сторон. Поэтому уже сегодня встает первостепенная задача воспитания, особенно у детей, молодежи, на только толерантного отношения к более слабым, но и привитие им навыков продуктивного общения с людьми «иными», «особенными». Весьма резонным является предложение, высказанное одним студентом, о необходимости вводить элементарные знания социальных наук в программы школьного образования (формы могут быть факультативные или внеурочные).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.