Субкультурное своеобразие инвалидной детской среды+, страница 13

Наряду с формирование и проведением мер комплексной реабилитации, куда включаются социальная, профессиональная, медицинская, нас более всего интересует социальная. Данная часть в свою очередь состоит из направлений – социальной в чистом виде (оказание помощи и услуг в бытовой сфере), психолого-педагогической и, появившейся в последнее время, социально-культурной реабилитации инвалидов (СКРИ). Именно данный подраздел основывается на всей сфере социокультурной и культурно-досуговой деятельности детей с проблемами здоровья. Каждая деятельность предполагает наличие не только практической составляющей но и необходимых исследований, обобщений, теоретических подходов, анализа и других видов научных изысканий. Этим сегодня занимаются многие ученые и научные подразделения страны. Данная область оснащена кадрами, которые тесно сотрудничают, как между собой, так и между практическими государственными и общественными учреждениями и специалистами. Данный вид контактов, несомненно, представляет собой обширное коммуникативно-партнерское пространство для взаимодействия субъектов социокультурной сферы в решении проблемам взрослых и детей-инвалидов. Здесь рождаются новые идеи, подходы, технологии, концепции, гипотезы, распространяется инновационный опыт, создается информационно-методический научный банк обозначенного направления, востребованный в работе практиков и родителей.

3. Совершенствование семиотической (знаковой) системы в процессе общения.

Данная характеристика наиболее ярко проявляется в процессе общения взрослых и детей-инвалидов, так как имеет сильно выраженную наглядность. Особенно это прослеживается в общении лиц с ограничениями слухового восприятия (неслышащие и неговорящие). Речь этих детей построена только на вербальном ее компоненте – жестах, мимике. Это уже является отличительной чертой данной группы детей, так как здоровые дети не владеют жестовой разговорной речью, а, значит, не могут ни понять передаваемую информацию, ни ответить собеседнику. Но речь глухонемых обладает определенными преимуществами в многочисленных ситуациях невозможного применения голосового общения. Поэтому здоровому человеку и с точки зрения речевого развития, и с позиций житейских, досуговых, психологического комфорта, педагогического влияния весьма важно иметь в своем коммуникативном арсенале навыки жестового общения.

С другой стороны, именно, и в первую очередь, сами глухонемые вырабатывают систему обозначения новых слов, выражений, которые сейчас интенсивно внедряются в нашу жизнь, культуру. Следовательно, семиотическое новаторство присуще именно инвалидной категории населения, что ставит его в разряд культурного явления.

Но на этом миссия инвалидов заканчивается и начинается вмешательство ученых, специалистов речевой коммуникации, которые приводят инновации в соответствующее качество и распространяют семиотические составляющие в повседневную среду общения инвалидов и в объект внимания ученых.

4.  Разработка комфортных условий на основе дизайна для осуществления социально-культурной деятельности детей-инвалидов и с детьми-инвалидами (технических приспособлений, специальной корректирующей физический дефект одежды; способов преодоления архитектурных барьеров и другие).

Для проведения полноценной социокультурной деятельности детей-инвалидов в соответствии с целями развития личности, социализации, интеграции, адаптации, организации досуга, реабилитации необходимы адаптированные к имеющимся дефектам условия, которые нейтрализуют в том или ином соотношении дефект ребенка-инвалида – исполнителя, автора, лидера, менеджера, коммуниканта, члена социума. Таковыми условиями являются:

·  специальные технические средства (для передвижения, подъема, ориентации в пространстве, понимания в общении, выполнения различных видов работ в творческой деятельности и так далее);