Субкультурное своеобразие инвалидной детской среды+, страница 5

Такая же работа проводится и в инвалидной среде по отношению к здоровому населению.

Знания о специфике инвалидной среды и способах вовлечения ее в контакты основываются на понимании и формировании мотивации последних к любому взаимодействию.

Первичные интеграционные контакты инвалида начинаются с реабилитационного процесса, который формируется в рамках индивидуальной программы реабилитации. Но не всегда сам ребенок-инвалид или родитель согласны на осуществление этого процесса, поэтому возникает необходимость в формировании мотивации для начала его осуществления. Четкое понимание психологической позиции специалиста-реабилитолога и самого ребенка-инвалида сможет дать ответ на многие вопросы в ходе разработки, осуществления и анализа выполнения индивидуальной программы социокультурной реабилитации. Под мотивом подразумевается то, что побуждает ребенка-инвалида и работающего с ним специалиста (или участника процесса реабилитации – родственника, члена семьи, товарища) к конкретному взаимодействию в условиях творческой мастерской, студии, спортивного зала, на репетиции, во время прогулок, экскурсий и так далее.

Остановимся на принципиально важном для социокультурной реабилитации моменте: как и каким образом видоизменяется мотивация деятельности ребенка-инвалида (его интересы, влечения, установки, эмоции и тому подобное) в процессе овладения той или иной технологией, конкретным видом художественного, технического или декоративно-прикладного творчества. По оценкам специалистов, эти мотивы для их подопечных могут быть постоянными или временными, неустойчивыми; выраженными крайне слабо или, наоборот, достаточно интенсивно; положительными или отрицательными.

Наиболее существенны ответы на другие вопросы – какой из мотивов в ходе социокультурной реабилитации является доминирующим? Какова динамика развития этого мотива в результате самостоятельной творческой деятельности инвалида и действий его консультанта, наставника, организатора деятельности? Может ли динамика изменения мотивации служить основанием для оценки реабилитационного воздействия социокультурной технологии, в нашем случае – коммуникативной, которую осваивает взрослый или ребенок с ограничениями в здоровье?

Динамика развития мотивации может представлять собой наглядную картину. Попытаемся проследить ее на примере измерения психологической установки у ребенка-инвалида, на протяжении трех лет занимающегося в творческой мастерской художественно-прикладного профиля. Обращает на себя внимание последовательность изменения таких весьма важных для социокультурной реабилитации качественных характеристик, как психологическая позиция студийца, статусная самооценка, отношение к своему ближайшему окружению, психологическая мотивация своего продвижения к профессионализму в творчестве.

Психологическая установка «ученик». Ожидание, переходящее в стремление овладеть новыми знаниями, умениями, навыками. Степень осознания необходимости в получении знаний зависит от предшествующего опыта. Творческое начало незначительно, преобладает копирование «кумиров». Основное содержание позиции – «я только учусь, а значит - не должен выскакивать».

Психологическая установка «ремесленник». Обладает достаточным объемом знаний и навыков, хорошо исполняет их. Основной принцип, которым руководствуется в деятельности: «мне сказали и я сделал. Скажут что не так – переделаю». Со временем, когда с опытом ремесло приобретает оттенок творчества, а иногда становится и настоящей ценностью, психологическая мотивация претерпевает эволюцию. Основное содержание позиции: «я знаю все, что мне говорят, советуют, рекомендуют. Делаю так, как говорят. Я работаю с настроением, я хороший работник».

Психологическая установка «мастер». Не ждет советов и рекомендаций. Не любит их, относится к ним скептически. Не всегда может выработать и высказать свои рекомендации, но всегда ищет и находит собственный стиль в творчестве. Основное содержание позиции: «я не хочу, как он (она). То, что рекомендуют – сомнительно. Я подумаю над этим и найду, возможно, свое».