Субкультурное своеобразие инвалидной детской среды+, страница 14

·  индивидуально смоделированная одежда, которая по возможности скрывает или визуально нейтрализует дефект, с одной стороны, и повышает личностную уверенность на психологическом уровне (Я-концепцию), дает возможность чувствовать себя лучше, красивее, достойнее. Повышается настроение, создается мотивация продемонстрировать себя окружающим, что способствует коммуникативным контактам. В ситуации игрового действа или театрально-драматического исполнения роли такой хорошо сидящий костюм предоставляет возможность ощутить себя в новом социальном статусе, не свойственном ребенку-инвалиду в обычной жизни.

·  Наличие дефекта, маленький рост, короткие конечности создают ребенку-инвалиду особые трудности в преодолении архитектурных и дворово-уличных преград, порою часто вообще не преодолимых. Качество жизни диктует комфортность, доступность условий для всех членов общества. Но реальная ситуация пока далеко не лучшая. Такое положение способствует созданию и развитию новых направлений в архитектурно-проектной деятельности специалистов по строительству и реконструкции зданий, объектов культуры и досуга, спорта, улиц и транспортных средств. Есть определенные разработки для создания безбарьерной среды обитания взрослых инвалидов, но на детский возраст акцент пока не ставится, даже в детских учреждениях и местах детского отдыха.

5.  Формирование субкультуры детей-инвалидов посредством их консолидации в социальные, культуротворческие и досуговые общности по признакам – дефект, социальная проблема, культурное предпочтение.

Формирование субкультуры инвалидов чаще всего осуществояется посредством их консолидации в социальные, культуротворческие и досуговые общности по таким признакам, как – дефект, социальная проблема, культурное предпочтение. Отличительная черта именно детской субкультуры – относительное принуждение со стороны взрослого, поскольку часто ребенок из-за отсутствия социального опыта, знаний о предмете, понимании событий не может самостоятельно принимать решение о том, какая деятельность будет для него именно той, которая в наибольшей степени соответствует его нуждам. Итогом становится решение родителей, советы знакомых или родственников, рекомендации специалистов. Поэтому, попадая в реабилитационное творческое пространство, ребенок вынужден испытывать стресс, самостоятельно формируя ту или иную модель поведения, адаптации, способов проявления своей личности.

В ситуации наличия дефекта глубокой умственной отсталости говорить о самостоятельности вообще не приходится, так это ребенку не достижимо. Зачастую он просто представляет собой биологическую особь, не способную координировать поступки. Значит, субкультурные проявления среди таких детей полностью отсутствуют. 

В остальных ситуациях, где ребенок способен осмысливать явления и ситуации, под субкультурой детской общности понимается совокупность определенных норм, условий, ценностей, которые каждый из участников или сам ребенок-инвалид постоянно использует во внутриколлективных, межличностных взаимоотношениях и во взаимодействии с внешней средой.

Основными и наиболее динамичными элементами, составляющими субкультуру любой из детских инвалидных общностей, являются нормы и ценности. При всей близости норм и ценностей, у них есть определенные различия.

Нормы – это правила, выработанные для себя общностью, и каждый ребенок должен каким-либо путем соотнести себя с ними и неукоснительно следовать им. Нормы, выработанные внутри коллектива студии, кружка, секции и любой другой досуговой общности, могут фиксироваться в обязательном документе, а могут не фиксироваться, то есть существовать в виде «неписаных правил».

Помимо чисто внешних форм, характерных для повседневного поведения и общения детей-инвалидов (например, ежедневного приветствия, ритуальных жестов, которые вырабатываются в определенные периоды времени. К ним следует отнести способность к прогнозированию будущего, способность проявлять ответственность по отношению к своим друзьям, приверженность к решениям группы, сложившаяся система мотивации творческого труда, включая поощрения, эффективное сотрудничество в выполнении индивидуальных и коллективных проектов, что может свидетельствовать о достижении общностью уровня гармоничной команды.