Субкультурное своеобразие инвалидной детской среды+, страница 7

Совершенно очевидно, что здесь нельзя обойтись без привлечения соответствующего исследовательского инструментария. Речь идет об использовании материалов анкетного опроса, включенного наблюдения, тестирования с помощью метода социометрии, позволяющего получить хотя бы приближенное представление о социальном самочувствии личности инвалида в конкретном коллективе, уровень его коммуникативности (как основе этого статуса), или метода референтометрии, дающего возможность определить полноту и характер ближайшего социокультурного окружения ребенка-инвалида, изучения его творческих работ, текущих документов и так далее.

Не менее важное значение приобретает необходимость внесения в содержание самих технологий, рекомендуемых для использования в различных территориях РФ, регионального, субкультурного, возрастного, этнического, конфессионального и других копонентов, учет которых обязателен для каждой индивидуальной программы реабилитации. Умение органично ввести любой из этих компонентов в методику занятий с ребенком-инвалидом (сделать это естественно и психологически оправдано) зависит от уровня профессионального мастерства педагога, степени его профессиональной компетентности в решении задач социокультурной реабилитации.

Освоение эффективных реабилитационных методик и технологий, основанных на привлечении средств искусства или спорта, носит, как правило, случайный, эпизодический характер. Отсутствует система в изучении, обобщении и транслировании современных приемов и методов социокультурной терапии.

Действующая в регионах система реабилитационных мероприятий средствами культуры и искусства по существу не располагает ни достаточно развитой инфраструктурой, ни эффективно работающей законодательной  базой. Принимаемые по этому поводу нормативно-правовые акты страдают декларативностью, поскольку не подкрепляются организационно-финансовыми мероприятиями по приобретению оборудования и созданию безбарьерной среды.

Если к этому добавить, что подготовка и переподготовка кадров, специализирующихся на социокультурной реабилитации детей-инвалидов, делает лишь первые шаги, что занятия по освоению социокультурных технологий лишь от случая к случаю включаются в учебные планы и программы курсов, то совершенно очевидно, что мы находимся в самом начале пути к поставленным целям и задачам.

1.2.  Уровни сформированности личности – условие комфортного взаимодейстия.

Структура личности – концепция личности, обобщающая процессуально-иерархические подструктуры личности с субординацией низших подструктур высшим, включающая наложенные на них подструктуры способностей и характера.

Характер. В психологии понятие характер (греч. Character – печать, чеканка) означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы.. Это качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные и поэтому отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности свойства личности. У детей- инвалидов, как и у здоровых детей в силу малого отрезка прожитого времени характер еще не сформирован.

Строение характера. Выступая как прижизненное образование человека, характер определяется и формируется в течение всей жизни. Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того, как формируется определенный образ жизни человека, формируется Я, сам человек. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства ребенка-инвалида, в которых проходит его жизненный путь, на основе его природных свойств в результате его деяний, поступков, ощущений и взглядов. Однако непосредственно формирование характера происходит в различных по уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, досуговый коллектив). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует в своей среде, соответствующие черты характера будут развиваться у ее членов. Черты характера будут зависеть от позиции индивида в группе, от того, как он интегрируется в ней. В коллективе как группе высокого уровня развития создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт характера. Этот процесс взаимный, и благодаря личности, развивается сам коллектив.