Субкультурное своеобразие инвалидной детской среды+, страница 16

8.  Отбор и адаптация социокультурных технологий в процессе творческой деятельности в терапевтических и психолого-педагогических целях.

Для осуществления социокультурного реабилитационного процесса в терапевтических целях и психолого-педагогической коррекции возникает необходимость поиска и подбора таких социокультурных технологий, которые могут быть реализованы эффективно с учетом имеющегося дефекта. Главное правило здесь – не навредить, а по возможности  скорректировать либо дефект, либо психологическое состояние, отношение к дефекту, отвлечению от переживания из-за дефекта и его последствий. Такие цели способствуют тому, чтобы наиболее точно подобрать такую социокультурную технологию, которая не только была бы эффективна с физиологической точки зрения, но и отвечала запросам и интересам самого ребенка-инвалида.

Нами разработан блок таких социокультурных технологий, собранных в атлас, которые с успехом применяются для детской инвалидной среды в семье, детских реабилитационных учреждениях, учреждениях культуры и искусства, образования (4). Результатом их применения становится качественный переход из тяжелого состояния болезни в более облегченное, с одной стороны, параллельно развиваются личностные, творческие, интеллектуальные и социальные качества и навыки, с другой.

9. Из обозначенной выше характеристики вытекает следующая - специфика приобретения лидерских качеств и их продвижение в группе, обществе. Для определения  и повышения возможного статуса ребенка-инвалида в социуме, группе используются методики диагностирования и выявления лидерских качеств детей-инвалидов. Их приобретение в процессе социокультурного общения и продвижения в группе также отличается способами и формами от подобного процесса в среде здоровых сверстников.

Ребенок-инвалид часто лишен возможности проявлять свои социальные качества в дворовых группах, семье (где, как правило, присутствует гиперопека и культивируется установка «ты это не можешь, тебе нельзя»). Такой ребенок если и бывает в детском сообществе, то лишь в организованных группах себе подобных, имеющих целью реабилитацию.

Проявление лидерских качеств в социокультурной деятельности возможно при условиях:

-  преодоления преград из-за дефекта;

-  мотивация к получению одобрения, похвалы;

-  мотивация к общению;

-  проявление протеста против болезни, физического недуга (как альтернатива агрессии или замкнутости);

-  стремление добиться заметных творческих успехов, которые могли бы перерасти в серьезные жизненные достижения.

10.Своеобразие дидактических приемов в обучении детей-инвалидов, как в учебном процессе, так и освоении социокультурных направлений деятельности посредством общения.

Дефект здоровья каждого ребенка-инвалида по-разному отражается на его интеллектуальных способностях и степени понимания и усвоения преподаваемого учебного предмета. В большинстве случаев, обучающие программы, методики, формы предлагаются детям-инвалидам в облегченном, упрощенном виде, что делает их более доступными для учащихся. Длительность обучения при этом получается более протяженной по срокам. Так, например, программа общего образования детей-инвалидов предполагает срок ее освоения в спецшколах 12 лет.

Учитывая психологические особенности подобных детей, культурно-досуговые учреждения значительное внимание уделяют сфере общения, включению социокультурных приемов и способов в познавательно-образовательные программы. Эти программы, мероприятия в силу специфики контингента отличаются от других целями, ограничениями в применении средств эмоционального воздействия, поскольку их обилие может вызвать неадекватную реакцию – страх, агрессию, слезы, перевозбуждение, спастический зажим и так далее), адаптивностью терапевтических технологий и другими показателями.

Такие характеристики способствуют выделению дидактических действий по отношению к детям-инвалидам в отдельное направление – коррекционную педагогику с развитием теоретических подходов к обучению, общению, досугу и апробации их на практике. В свою очередь и практические работники активно изыскивают и совершенствуют новые, более эффективные меры, требующие научного обобщения и распространения.