Параллельно с изменениями в мотивации своей творческой деятельности у инвалида происходит эволюция в представлении и отношении к своему собственному статусу в творческом коллективе.
Психологическая установка «рядовой». «Я – член нашего коллектива. Я – как все ребята, у меня нет особых прав, особой ответственности».
Психологическая установка «активист». «Я рядом и чуть впереди основной массы членов коллектива. Мне не безразлично, что происходит. Они меня избрали и я стараюсь оправдать их доверие, потому, что я не могу мириться с негативным мнением о себе».
Психологическая установка «лидер». «я – главное действующее лицо в коллективе со всеми вытекающими отсюда последствиями. И я добиваюсь, чтобы меня уважали, шли за моим мнением, хотя могут и не любить или бояться – это их дело».
Разумеется, названные выше психологические позиции в чистом виде могут встречаться не часто, возможны переходные, усредненные варианты. Например, уже не ученик, но еще и не мастер, а подмастерье. Уже не ремесленник, но еще и не мастер и так далее. Важно другое – чтобы специалист, работающий с инвалидом (документально), или другой коммуникативный партнер могли это зафиксировать и построить свое поведение должным позитивным образом. Таким образом, изменение психологической установки становится критерием продвижения реабилитационной эффективности.
От занимаемой ребенком-инвалидом позиции, психологической установки зависят его уверенность, стиль, формы и способы коммуникации с окружающими людьми, а также степень преодоления физического или психического дефекта.
Содержание мотивации может быть очень различным. В практике исключительно разнообразной по формам и видам социально-культурной деятельности индивидуальные интересы и установки отличаются широкой гаммой проявлений, каждое из которых может характеризоваться определенным коэффициентом реабилитирующего влияния на личность ребенка-инвалида.
Результаты домашнего или внедомашнего труда, затраченного инвалидом на изготовление конкретного культурного продукта, не только способны вызвать у автора гамму положительных эмоций, доставить ему глубокое удовлетворение. Они будут красноречиво свидетельствовать, насколько далеко он продвинулся на пути освоения им творческой, исполнительской технологии.
Над одним из авторов могут довлеть мотивы чисто утилитарные (чаще всего это касается продуктов технического творчества ребенка-инвалида). Его волнуют такие свойства изделия, как надежность, производительность, экономичность, простота в эксплуатации. Другого, прежде всего, радуют эстетические стороны продукта – гармония цвета и формы, благородство линий, современные дизайнерские решения. Кого-то не оставляют равнодушным мотивы престижа или следование моде, уподобления вкусам и привычкам кумиров, особенно популярных к молодежи. Наконец, у отдельных авторов может сохраняться устойчивая приверженность традиционным, в частности народным мотивам. Эта приверженность распространяется и на традиционные материалы и инструменты, способы и приемы в игровом, вокальном, поэтическом, инструментальном творчестве.
Приведенная классификация мотивов вряд ли исчерпывает все возможные случаи. Она, бесспорно, будет полезной в деятельности специалиста по осуществлению анализа выполнения индивидуальной программы социокультурной реабилитации, но и другим коммуникантам, участвующим в общении.
Один из показателей результативности социокультурной реабилитации – повышение активности человека с ограниченными возможностями здоровья (в том числе и социальной). Для выполнения программ коммуникации организатору необходимо уяснить для себя суть понятия активности личности вообще и активности социальной в частности; определить набор критериев (показателей) по которым можно судить об уровне социальной активности ребенка-инвалида; уточнить смысл и содержание видов или услуг социокультурной деятельности, обращенных к конкретному лицу; с помощью специальных методик выяснить и доказать реабилитирующее воздействие проведенной работы на инвалида; сформулировать и изложить эмпирические статистические данные, подтверждающие сам факт этого реабилитационного воздействия.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.