Ценности, в отличие от норм, носят ярко выраженный индивидуальный характер. В содержании субкультуры детей – инвалидов они выступают в качестве ярко выраженного личностного компонента. Ценностные ориентации распространяются на самые различные сферы деятельности в области искусства, прикладного творчества, спорта и так далее. Именно ценности в силу их динамики и изменчивости являются объектом внимания социальных педагогов-технологов и нуждаются в постоянном регулировании.
Предыдущие исследования, проводимые временным научным коллективом МГУКИ («Исследование структуры и содержания активного образа жизни ребенка-инвалида в условиях семьи», «Разработка технологий социально-культурной реабилитации детей-инвалидов в специализированных учреждениях»), ярко отражает срез этих ценностей. Среди них - целеустремленность – 26,6%, общительность – 26,6%, желание (20%), везде успевать – 13,3%, в равной степени (по 6,7%) остальные качества – юмор, понимание, ум, решительность, трудолюбие, разносторонность, отсутствие комплексов, доброту, оптимизм, искренность, терпение, веселость, содержательность и др.
Эти ценности формируются семьей, социумом, обществом в целом. Но они также во многом отличаются от ценностей здоровых детей, взрослых людей, что также привносит субкультурный компонент в общечеловеческую культуру.
На фоне общих нравственных критериев инвалидизированная часть населения продуцирует такие, которые можно назвать особыми в сравнении с теми, что у остальной части населения.
Это специальные этикетные нормы в виде положений, особые качества в воспитании (толерантность, гуманизм, принятие, равноправие в статусе и правах и так далее), свойственное только этой группе отношение к здоровью, жизни, поведению, семье, сила воли и высокий уровень мотивации к достижению целей, продвижению в профессиональной деятельности, общественном участии и другие.
Изучив теоретические подходы, особенности здоровья, психики, социальные условия, потребности детей-инвалидов, временным научным коллективом МГУКИ предпринята попытка сформулировать некоторые субкультурные характеристики данной категории населения, которые предлагается рассматривать в качестве социокультурного явления. Эти характеристики непосредственно или опосредованно реализуются через сферу поведения и общения и влияют на ее содержание и качество.
К опосредованным можно отнести такие, которые формируются без участия инвалидов, тем более детского возраста, а в основном реализуются специалистами. Среди них такие, как:
· создание предпосылок для формирования целевой законодательно-правовой базы проведения комплекса мероприятий по реабилитации, адаптации, социализации и интеграции детей-инвалидов в процессе социокультурной деятельности и защите их интересов;
· выделение социокультурной реабилитации (и ее составляющей – коммуникации) в отдельное научное направление сферы социальной и социокультурной работы;
· совершенствование семиотической знаковой системы в процессе общения;
· разработка дизайн-условий для осуществления социально-культурной деятельности детей-инвалидов и с детьми-инвалидами (технических приспособлений, специальной корректирующей физический дефект одежды; способов преодоления архитектурных барьеров и другие).
К непосредственным относятся такие характеристик, которые не представляются возможными без прямого участия самих взрослых и детей-инвалидов, то есть практические. В их число мы выделяем следующие:
· консолидация в социальные, культуротворческие и досуговые общности по признакам – дефект, социальная проблема, культурное предпочтение;
· освоение и реализация положений концепции независимого образа жизни в процессе социокультурной деятельности;
· способы самовыражения в процессе творчества – особое построение и видение «картины мира», окружающих предметов, нетрадиционное изобретение и использование необходимых средств (кистей, ручек, цветов, звуков, пластики, языка и др., создание культурных продуктов;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.