В отличие от общепринятых в группе детей-инвалидов норм поведения и общения, ценности носят ярко выраженный индивидуальный характер, во всяком случае на первом, начальном этапе существования социально-культурной общности. Они привносятся в группу ребенком извне, они навеяны признаками окружающей среды и среди них много самого неожиданного. Но в их многообразии, включающем и стремление к профессионализму, творческой самореализации, свободе проявления эмоций, безопасности, вере в бога, есть доминирующая, преобладающая ценность – стремление к преодолению дефекта, достижение равенства в жизненных проявлениях.
6. Освоение и реализация норм и ценностей концепции независимого образа жизни в процессе социокультурной деятельности.
Для ребенка-инвалида, обладающего вполне объяснимым комплексом неполноценности в силу своей социальной, физической недостаточности, чрезвычайно важно умение психологически настраивать себя на необходимость и способность прямо и открыто говорить о своих желаниях и законных требованиях, высказывать точку зрения и не бояться возражать. На практике это означает преодоление собственной пассивности в большинстве житейских ситуаций, податливости ребенка-инвалида внешнему нажиму. Не секрет, что чрезмерная деликатность и щепетильность приводят ребенка с ограниченными возможностями в положение «ведомого» и «жертвы», в результате это сказывается на снижении самооценки и уровня притязаний.
Концепция независимой жизни, в первую очередь, предполагает возможно достижимый для каждого инвалида уровень независимости от вмешательства посторонних людей (даже, если это члены семьи) – помощи, сочувствия, исполнения необходимых дел за инвалида, преодоления препятствий, решения проблем вместо инвалида. Кроме того, инвалид всегда будет отстаивать право на допущение ошибок, как и любой здоровый человек, на занимание «места под солнцем» на равных. Способы формирования и реализации данной концепции с полным правом можно отнести к проявлению субкультурного характера.
7. Расслоение овеществленного и знакового пространства с помощью способов самовыражения в процессе творчества – особого построения и видения «картины мира», окружающих предметов, нетрадиционное изобретение и использование необходимых средств (кистей, ручек, цветов, звуков, пластики, языка и др., создание культурных продуктов.
Понятие субкультуры детей-инвалидов тесно связано с их попытками продемонстрировать свое видение окружающего мира с помощью различных видов искусства - музыкального, театрального, изобразительного, хореографического и других. В процессе творческой деятельности ребенок с проблемами здоровья независимо от своей воли участвует в создании расширенного знакового и овеществленного пространства, позволяющего ему осуществить определенное позиционирование в духовной культуре общества.
Чтобы создать тот или иной продукт творческой деятельности, ребенку или взрослому из числа инвалидов необходимо изобрести свою личную технологию его овеществления. Для этого привлекаются не только технические приспособления в виде многообразия уникальных конструкций, адаптированных к каждой персоне, но и набор таких действий, которые здоровому человеку просто не под силу освоить, поскольку у него не хватает для этого ни фантазии, ни усердия, да и просто теряет всякий смысл в применении такого действия. К ним можно отнести способы рисования пальцами ног, удержанию рисовального инструмента в зубах, в расщелине культи и другие, рисование пальцами на стекле, зеркале, рисование точечной техникой (потому что другие способы недостижимы вследствие спастики кисти, полного паралича конечностией и другим причинам, танцеванию в коляске с партнером и без него, пение и танец глухих под фонограмму, синхронно попадая в такт и слово и другие потрясающе уникальные изобретения инвалидов-творцов. Дети тоже участвуют в данном процессе освоения художественной среды, изобретая дополнительные способы в соответствие с их ростом и возрастом.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.