Процесс воспроизводства общества. Особые подразделения процесса воспроизводства

Страницы работы

Содержание работы

Г.П.Щедровицкий

Лекция № 4

Цикл лекций. г. Красноярск, 1986г.

Рефлектируя, как проходила прошлая лекция и насколько я смог выразить то, что хотел, и что из того, что говорилось правильно и может быть оставлено, а что, наоборот, требует корректировки и исправления. Я дал прошлой своей лекции низкую оценку и поэтому хочу сейчас очень кратко резюмировать то, что было и выразить необходимые дополнения. Я изложу общие схемы и каркас мысли, которую я разбирал. А вы следите за тем, правильно ли вы поняли, как она родилась и двигалась.

Итак, утверждается, что процесс воспроизводства есть основной процесс в обществе, лицо социума и структура социума. Необходимо начинать поэтому именно с процессов воспроизводства общества. Затем тезис следующий. Внутри процесса воспроизводства выделяют особые подразделения и части его, а именно процесс производства вещей, предметов. Процесс производства как бы сгущается внутри процесса воспроизводства и всей сферы общества, как такое определенное ядро и создает свои особые социальные социокультурные формы организации, а именно появляется рынок, товары в соответствующие этому знание вне оформления. Этого я совсем не говорил на прошлой лекции, но сейчас для перехода к следующей теме должно быть специально подчеркнуто. Общество в результате выделения вторичного по сути своей процесса и технологизации его разделяют на собственно производство или производственное ядро и эфир своего хода, или окружение неорганизованное. Фактически этот эфир конституизируется резервной рабочей армией. Дальше в нем происходят очень существенные изменения, которые определили дальнейшую историю и нашли очень интересное отражение в XIX веке в работах Маркса. А именно вот здесь, в этой резервной рабочей армии появляются за счет повышения производительности труда в технологизированном производстве огромное количество лишних людей. Тезис этот сам го себе очень радикальный. И поэтому естественно, что одни - экономисты университета относятся к этому так: эх, хватили, нет такой проблемы лишних людей в современном мире. Я настаиваю на том, что такая проблема есть и это решающая проблема. Здесь и проходит линия раздела в воззрениях и оценках ситуации. Я настаиваю на том, что проблема лишних людей есть основная проблема, диктующая практически все то, что происходит и за рубежом и у нас в стране. Хотя, с точки зрения марксистской политэкономии, я с этим тоже целиком согласен, лишних людей не должно быть и по идее не может быть. Но они почему-то есть. Это образует такую парадоксальную ситуацию. Я подчеркивал, что этот момент разделения социума на производственное ядро и окружение или эфир, как я назвал его рабочим термином "технические условия", происходит в разных странах в разное время. В древнем Египте, где-то во II тыс. древняя Греция начинает свою историю УП-У век до н.э. уже с этого наличного разделения. Вся история, в том числе и политическая история Афин, Спарты, Коринфа и других греческих полисов определяется этой проблемой и тем, что дальше обусловлено повышением производительности труда и изменениями в этой внешней части. Я не стал бы обсуждать дальше эту часть за ближайшей историей и перепрыгнул бы стразу к XIX веку, и обсуждал бы его в тех терминах и понятиях, которые дает XIX век для обсуждения этой проблемы. Маркс, например, ставит все время эту проблему как такое повышение производительности труда производственного труда - имеет он ввиду), которое дает досуг для других слоёв общества и возможность иметь досуг и заниматься науками, философией, разработкой искусства и т.д. Но мне важно подчеркнуть, что часть эта внешняя как эфир сам в свою очередь делится на ряд самых разнообразных частей. С одной стороны, это действительно резервная рабочая армия и на периферию все время выталкиваются деклассированные элементы, и формируется люмпен. Но в Греции он не был на переднем плане, не ставился как проблема, поскольку все время происходила очень сильная экспансия в новые районы и территории, освоение Черного моря и, как вы сейчас уже знаете, древние греки плавали до Америки и там создавали свои колонии. И весь лишний человеческий потенциал все время выпихивался за рамки, за границы собственной земли. И за счет этого происходило как бы спускание пара, давления, которое создавалось внутри самого общества. А с другой стороны, появляется возможность заниматься наукой, искусствами и философией. Значительная часть этих людей, которых я определил как лишних для производства начинают развивать свои особые виды занятий. Появляются философа, всевозможные философские клубы, которые дают начало наукам: теории неба, теории музыки. На этот момент я прошу вас обратить внимание. Само это разделение, которое дальше детально обсуждает Маркс, сейчас в XX веке мы характеризуем как производство и клуб с соответствующими взаимоотношениями между производством и клубом и с постановкой проблемы клубных структур. Когда я говорю о лишних людях, здесь очень странная вещь. С одной стороны в принципе любая сколько угодно большая армия лишних людей может быть втянута в занятия наукой и искусством и производство, опять же, как показывают расчеты Бэлмана, вполне может обеспечить все это, и нужна 1/26 часть в этом расчете Бэлмана, для того, чтобы прокормить огромную ойкумену. Но при этом я бы выделил здесь внутренний круг - это резервная рабочая армия, а вот здесь собственно клубные структуры. У Маркса дальше, в частности в основном очерке политэкономии - 42 том в 1-ой части - обсуждается вопрос, который нас будет сегодня интересовать. Это существование человека. Очень странный текст формирует там в тезисах Маркс, с обыденной точки зрения обсуждал вопрос что есть подлинное человеческое существование. Он говорит, что производство лишь выжимает человеческую потенцию, превращая человека в выжатый лимон. А существует человек и формирует свою человеческую сущность именно в сфере клуба, когда он занимается искусством, наукой, политикой. Дальше я сделал шаг, на котором буду работать всю следующую часть. Я бы разделил 2 формы существования человека, у вас здесь известные и обсуждавшиеся |при мне несколько раз, и для меня очень значимое сейчас. Это      … - человеческий зародыш и детеныш, который должен пройти еще соответствующее образование, и индивид - это человек, работающий в сфере производства и соответствующим образом обученный, и - личность. Итак, получается, в соответствии с идеями Маркса, что в производстве существует индивид, а личность существует только в сфере клуба. Там ока формируется и там она функционирует. Итак, получается, что эти липшие люди или резервная армия рабочая армия в производстве не может | быть занята, т.к. в производстве не хватает мест, а науками, философией, искусством, политикой не может заниматься, поскольку не образована, не подготовлена. Вот эти занятия философией, науками, искусствами требуют необычной, нестандартной подготовки, более высокой чем та, которая дается обычной школой. Это характерно для нашего века и для XIX века и для предыдущих и для всех стран капиталистических в такой же мере, как и для нашей страны. Ибо та подготовка, которую мы сегодня даем в школе, и об этом сейчас постоянно пишут все, и газеты в том числе, недостаточна для того, чтобы люди могли проходить занятий наукой, искусствами, философией и т.д. Поэтому практически, наличие этого контингента лишних людей есть проблема социальная и политическая, а не производственная. Принципиально мы можем занять всех этих людей, если дадим им соответствующее образование и направим их на занятие философией, науками, искусствами, политикой. Но мы не даем такой системы образования, поэтому они остаются в этом….резервной рабочей армии и за рубежом ходят на демонстрации, забастовки и требуют, чтобы им дали полный рабочий день, т.е. борются за право быть занятыми.

Похожие материалы

Информация о работе