Насколько я знаю, вполне может быть, что это неправильно, и тут могут быть саше разные коррективы, другое отношение между этими понятиями дал Маркс. Это то, что выводится из анализа его работы.
Для него, как я себе это представляю, Воспитание и обучение выступали уже как два принципиально разных процесса. И каждый из этих процессов имел свои особые средства и методы. И. Маркс, насколько я понимаю, различает два понятия воспитания и обучения по выходному продукту того и другого. Воспитание имело для него конечным выходом и продуктом Формирование личности, а обучение - формирование или подготовку индивида, в том смысле как я это назвал в первом разделении. Теперь я перехожу к обсуждению этого круга вопросов.
Итак, имеется, должно быть, твердое ядро. Социологи скажут, что; эта система формализованная или формальная, А то, что кругом - уже не формальная система. Эта формальная система при совокупности мест реализуется на каждом предприятии - таблица отношения руководства и подчинения. Бот есть место директора, у него есть два зама - один главный инженер, другой зам. по кадрам и общим вопросам. Я могу нарисовать их больше, но мне важен символ. Дальше идет следующий уровень иерархии. Смысл схемы состоит в том, что всякая формальная система в первую очередь - производство. Вы понимаете, что формальная система и производство не синонимы. Я здесь могу говорить и от учреждения и учрежденческой организации, но смысл того, что я говорю, касается, прежде всего, производственной организации, поэтому я говорю: производство. Такая система производства, которая есть формальная, определяется прежде всего совокупностью мест. Все равно как кабинеты с надписью: директор, зам. директора и т.д., мест, которые представляют собой с точки зрения признаков набор обязанностей или функций, соответствующий штатному расписанию. У Маркса есть целый ряд текстов, который соответствует такому представлению, когда он выделяет основное производственное ядро, непременно формализованное в терминах современной социологии и даже говорит, что человек есть не что иное и сущность человека определяется и есть та совокупность общественных отношений, в которые человек вступает в процессе своей жизни. Я сознательно говорю здесь достаточно неопределенно и растягивая эти вещи.
Из зала. Вы определение Маркса притягиваете к данной ситуации...
Г.П.Щедровицкий: Конечно, притягиваю... Это еще надо показать. Когда вы говорите это здесь, и это фиксируете. Это очень важно - что я при этом деформирую или взгляды Маркса деформируются. И раз вы так считаете - это надо здесь сказать. Но дальше надо показывать это. И должен вас предупредить это не такая легкая работа, поскольку текстов много, читать их надо по-немецки и все, поскольку, мы еще переводим очень плохо, хотя есть институты и масса научных сотрудников, которые специально следят за всем переводами и создают канонический текст, но, тем не менее, они все время меняют слова. И там один глагол очень часто меняет смысл. Поскольку мне в молодости пришлось читать это все параллельно по-немецки и по-русски, то я все время волосы приглаживал, поскольку они у меня дыбом вставали от этих переводов. Но это было еще тогда, когда я прилично знал немецкий язык. Поэтому я ваше замечание как замечание, принял, а квалификации пока отставил в сторону. Поскольку, естественно, я буду говорить, что очень точно передано смысл и, вроде, ничего не деформирую. Но так как смысл | есть продукт понимания, то вполне может быть, что я сказал таким образом. Итак, мы вернулись к этому изложению с учетом вашего замечания. Я теперь его еще более артикулирую и говорю, что человек, с точки зрения марксовых посылок, есть не что иное, как место в общественной системе, место это человек. И получается очень странная штука и в особенности с точки зрения сегодняшних психологических и антропологистических представлений, которые исходят из того, что человек - это то, что носит в одном случае костюм, пиджак и брюки, а в других - платье. Человек размещается внутри костюма или платья. Я утверждаю, что в противоположность этим воззрениям Маркс невероятно четко захватывал основы системного представления в анализе человека, и особенность его точки зрения состояла в том, что он фиксировал ведущую роль функций, с одной стороны, и отношения, в которые вступает человек с другими людьми в обществе и деятельность, которая им человеком выполняется, и результат этого системного разложения заключался в том, что место отделялось от наполнения или элемент системы расслаивался в два плана: место, на которое крепились функции, и, связи, и отношения, и наполнение: морфологию, которая поначалу вынималась из этого места. У Маркса есть другие тексты, в которых он рассматривает опять же в этой системе человека как единство, с одной стороны, места и, с другой стороны, наполнения. Но мне важно подчеркнуть, что единство соединяет оба эти момента. На этом пункте я буду настаивать.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.