Процесс воспроизводства общества. Особые подразделения процесса воспроизводства, страница 18

Итак, с чем я столкнулся, и на чем мы прервались. Оказывается, существует такая концепция, причем она работает как общепедагогическая концепция и как концепция игр в частности: если вы хотите воспитывать детей, то вы долгам задать сюжет игры. Там будут красная шапочка и волк, к примеру. Если девочка играет красную шапочку - она, играя роль краской шапочки, приобретает положительные качества. А кто играет волка - приобретает соответствующие качества. Поэтому чадолюбивые работники АПН предлагали играть эту сказку без роли волка. Но, я допустил ошибку. Вы тут смеетесь. А надо относится серьезно и скорее плакать, потому что оказалось, что они вообще стоят на этой позиции. И вот задается сюжетик и детей протаскивают через эти сюжеты, - и это есть воспитание. И после этого они удив-ляются, а почему у них так плохо с воспитательной работой. А поскольку я был человек очень грубый и неинтеллигентный, я сказал: поскольку у вас такие воззрения, постольку у вас так плохо с воспитательной работой. У вас теории нет. Через что другое вы хотите получать, кроме тех глупостей и безобразий, которые вы получаете. Это есть заранее оплаченный ответ: вы не умеете воспитывать, и дети не воспитываются. За место системы, методик и теории воспитания вы выдаете эти благоглупости, смешные для малолетних детей. Что вы хотите, что у вас будет с воспитанием. И этот конфликт разыгрался. Вы монете взять книжечку, она вышла в 1966 году, называется "Психология и педагогика игры дошкольников". Это материалы конференции 63 года, которая проводилась по дошкольному воспитанию. И там, на тех дискуссиях, наслушавшись всех их, с моей точки зрения, дурацких позиций, я набрался окаянства и сказал им все, что я поэтому поводу думаю. В сборнике это - выступление, а потом меня попросили дать больше - развернутую статью в "Дошкольное воспитание" и она вышла в №4 за 1964 год. Называлась эта статья так "Игра и детское общество". Основной мой тезис состоял в следующем: что игра есть, монет быть, единственное средство воспитания детей, поскольку в игре имитируются структуры полного общества, пусть детского, но полного. А полное общество состоит из формализованной структуры, это может быть производство, а может быть играние ролей по сюжету - это формализованная часть. И клубная часть. И для воспитания детей решающим оказывается их межличностные отношения по поводу игры. Значит, есть выполнение ролей и ролевых предписаний, которые заданы сюжетом. И там ребенок действует точно так, как предлагал мне И.И.Ильясов: " Георгий Петрович, Вам какую роль сыграть? Волка или красной шапочки, я любую сыграю, какую хотите и ценности соответствующие воспроизведу "Во!", поскольку мы люди интеллигентные. Вы что сомневаетесь, что я все ценности воспроизведу в соответствующей роли? Не беспокойтесь, все будет точно"- говорил он. С моей точки зрения, когда человек играет роль, он играет роль, и он ее играет как актер и должен точно сыграть и адаптироваться в ситуации игровой, производственной или какой-то другой. Когда человек выполняет роль начальника цеха или ректора выполняет роль - он мне говорит: как человек я о вами согласен, а как ректор я говорю: идите, ищите людей, пишите фальшивые рапорты о том, что мы отправили этих людей, хотя мы просто не могли этого сделать, как хотите, так и выкручиваетесь, потому что, если мы этого не сделаем меня призовут в РК партии, окажут клади билет партийный на стол и у нашего института, не у меня, Георгий Петрович, я член идеологической комиссии ЦК партии и меня, в конце концов не тронут, так пробросят немножко, а потом скажут: иди, отдыхай, а у института будет масса тяжелых последствий и безобразий. Поэтому как хотите, так и выкручиваетесь. Дали вам разверстку больше, чем может выполнить институт. Они же дали больше, мы не можем такое выдать. Напишите, что дали и все. Так он говорит как ректор по роли. И так сработает каждый ребенок, которою надо воспитывать. А подлинное воспитание идет только в клубе, когда дети выходят из своих ролей и начинаются межличностные отношения, либо по поводу распределения ролей, либо с отказом от этой игры и выбора другой игры. И когда они лупцуют себя и друг друга для того, чтобы выбрать тот или иной тип игры или борются между собой, выходя за рамки игрового сюжета, создавая самые разнообразные межличностные отношения, т.е. когда они существуют как личности и определенные позиционеры. Но когда мы до этого дошли, а произошло это… все время задают вопрос нам: а как это все получается. Я могу ответить. Это получается когда человек дальше терпеть всего этого безобразия не может и должен стать и сказать по этому поводу что-то, но конечно и в продуманной форме. Вот тут, загнанный в угол, он что-то придумывает и выдвигает смелые гипотезы, за которые потом всю жизнь платит. А именно. Когда я сказал, что игра дает нам возможность воспроизводить детское общество, на следующий день меня вызвал Запорожец и оказал: Георгий Петрович, Вы здорово мыслите, все считают, что было отличное выступление. Вот из "Дошкольного воспитания" вас просят написать и опубликовать. На следующий день, когда конференция кончится, начинайте эксперименты, поскольку теперь это все вы должны показать и продемонстрировать так, чтобы слепой увидел. И тут я понял, что всякое выступление всегда Судет и должно быть наказано. Но поскольку ситуация безвыходна: я на теоретическом уровне все это наговорил, теперь надо было придумывать эксперимент и развивать эту теорию межличностных отношений и бинарную структуру игры "детского общества". И надо сказать, что, вроде, мы с этой задачей справились и кучу интересных диссертаций, массу статей. И это дальше в советскую педагогику вошло и психологию, педагогику дошкольного возраста и мы стали это распространять вообще на теорию личности.