Процесс воспроизводства общества. Особые подразделения процесса воспроизводства, страница 8

До последнего времени (4-5 лет назад) 12,7% молодежи попадало у нас в вузы, и было принято решение, очевидно Совмином СССР, о том, что надо эту цифру уменьшить. В вузы нам нужно отправлять 9,3% молодежи. Что мы имеем сегодня в США? 65% молодежи обязаны пройти высшие учебные заведения, при чем по расчетам того же самого Бэлмана, по крайней мере, 1/3 часть роста производительности труда в США определяются вот этой системой подготовки подрастающего поколения. При этом надо очень четко поникать: их вузы - это не наши вузы. Если у нас основная часть подготовки идет в счет технического образования, поэтому ми -страна, занимающая 1-е место по подготовке инженеров, то у них это, прежде всего, гуманитарное образование. И оно никак не определяет их дальнейшего места в жизни, и тех функций, которые они будут выполнять. Человек заканчивает, скажем, филологический факультет какого-нибудь университета и идет заведующим складом. И это все нормально и очень хорошо считается. Но то, что он кончил филологический факультет, определяет его высокую производительность труда, ибо он понимает, что он делает и имеет широкий кругозор. К этому можно добавить, что американские специалисты считают высшее образование одним из непременных условий, обеспечивающих противостояние фашистских тенденций в американском обществе. И все их идеологии в США выдвигают тезис, что вся молодежь поголовно должна проходить через университеты. Нужно также иметь ввиду, что я говорю здесь об идеологических установках, и, надо думать, что положение со школами в США является хорошим или удовлетворительным. Пару лет назад в институте общей и педагогической психологии АПН был с визитом генеральный инспектор школ с…образованием профессор, то ли из…университета и он рассказывал нам на общем собрании АПН, что в США из в неком с индивидуально-ориентированным обучением - это лучше школы - одна является школой развития, вторая - школой технической подготовки, а 4 - являются ритуальными. Возникла очень интересная ситуация. Сотрудники АПН начали задавать вопросы: расскажите о концепции ритуальной школы. Мы про школы Дюн знаем, школы технической подготовки знаем, а вот концепции ритуальной школы не знаем. А он говорит: не понимаю. Ему говорят: так Вы же сказали что три типа школ. Ну да, но третий тип ритуальный. Они говорят: какая концепция? Он говорит: ритуальная - и никакой концепции. И поскольку его все время он начал объяснять. Это школы, в которых преподаватели делают вид, что обучают, ученики делают вид, что учатся, администрация делает вид, что она довольна и теш и другими, хотя хорошо знает, что реально происходит. И все только делают вид. Тут произошло то же самое, что с вами. Все сидевшие сотрудники АПН стали весело смеяться. Он спрашивает: что смеются, расскажите. Тогда все стали серьезными ... В этом смысле надо очень четко понимать, что там с образованием такие же, по крайней мере, сложные проблемы, как и у нас с нашим образованием, И поскольку вы же смеялись почему? вы подумали: а у нас ведь все такие. Но это на самом деле не так. Вот это надо очень четко понимать, и я думаю, что у нас положение со школой во многих случаях будет значительно лучше, чем в США, или школе - в США не лучше, чем у нас. Но меня волнуют идеологические установки в свете того, что я сейчас обсуждаю. Потому что, когда у нас в инстанциях, принимавших решения, обсуждается вопрос с образованием, то задают всегда один вопрос: каких специалистов должны готовить. И дальше задают вопрос: а) Ульяновскому университету нужнее архитектурно-строительный факультет, чтобы обязательно в университетской системе, а у нас переизбыток специалистов по архитектуре и строительству на западе, и поэтому пусть вое те, кто хочет, если Ульяновский университет или город Ульяновск хочет получить специалистов пусть подаст заявки и мы им из Москвы пришлем. То, что им негде будет жить, то, что они совсем в других структурах не могут решать ульяновских проблем - это дядь из министерства не волнует. Они считают потребности в специалистах и считают, что университет, так же как и технические вузы готовят специалистов профессионалов. Их нужно готовить ровно столько, сколько нам нужно по этим разделам. А вот то, что люди должны получить высшее образование, и это есть условие того, что они действительно будут жить и работать как люди, это никому в голову не приходит. И в этом смысле, говорю я очень жестко, вот эта наша идеология есть фактически запланированное отставание, которое уже сказывается, и в ближайшее время резко отрицательно будет сказываться, как на нашей культуре, так на науке, технике и всех областях хозяйственной жизни. Потому что нам нужны грамотные люди. А, кроме того, действительно может быть небольшое количество специалистов в профессионалов. Но высшее образование должно отличаться от ПТУ. А у дяди из министерства логика мышления, кругозор и рамки все того же ПТУ и они к филологам и выпускникам университетов подходят точно также как и выпускникам ПТУ. И это с точки зрения развития культуры меня очень волнует и беспокоит.