Процесс воспроизводства общества. Особые подразделения процесса воспроизводства, страница 3

Вот как производство атомной бомбы. Физик выдумывает атомную бомбу, и он в этом смысле совершает анравственное действие. Нельзя сказать, что само по себе создание атомной бомбы тогда в 40-е годы было безнравственным. Как вы знаете, Эйнштейн писал письмо американскому президенту. а Лео Сцилла участвовал во всем этом, поскольку тогда задача состояла в том, чтобы остановить движение немецкого фашизма и предотвратить мир от фашистских притязаний. В этом смысле они в своей психологической ситуации совершали нравственное действие. В данном случае действие, которое мы долины одобрить в соответствии с нашей позиции. Но проходит очень немного времени и эта же бомба начинает использоваться для политического шантажа СССР и заставляет нас давать соответствующие ответы, и сейчас мы боремся за запрещение атомного оружие и уничтожения его. И это красивый пример того, что Борис Иосифович назвал анравственным.

Из зала вопрос неразборчиво.

Г.П.Шедровицкий: Поэзия, техника, искусство, если их развить сближаются. С точки зрения Платона есть анравственные действия. Анравственное (безнравственное в моем употреблении) означает, что это действие не может рассматриваться с нравственной точки зрения. Оно может рассматриваться с точки зрения любой другой или может рассматриваться как нравственное в определенных ситуациях, как в примере защиты от фашизма и боязни того, что у фашистов будет атомное оружие, и могут оцениваться как безнравственные в дальнейшем. И в равной мере к этому действию можно применять любые характеристики. Но потом делает вывод, какова вообще природа технической работы. Если мы создаем средство некоторое или инструменты, то его всегда будут применять другие люди, и с какой целью, во имя чего они будут применять - это они сказать не могут. А поэтому мы создаем инструмент и отдаем его в пользование другим людям и этим поэзия, искусство или          отличается от практичных штук. Практика обеспечивает ответственное продолжение и развитие социального общественного строя. И только такие действия могут определиться как практические, т.е. те, которые обеспечивают взаимосвязь, стыковку, уравновешенность различных действий и различных видов деятельности и общественной сферы. А игра?

В данном случае анравственность относится к любому искусству, к любой поэзии. Как будет использоваться игра? кто знает? Это зависит от того, кто будет использовать. И может она использоваться в разных целях. И каждый изобретатель, конструктор попадает вот в такую ситуацию, поскольку он занимается поэзией, а не практикой. Но для того, чтобы определить практичность того или иного действия... Кстати, очень Хороший пример, чтобы было понятно. Вот у нас производится огромное количество различных материалов. В Москве в магазинах Вы можете увидеть массу давным-давно устаревших пальто, шуб, плащей, на которые потрачено огромное количество материала. Выходит производство швейное и пошивочное, и производство самих этих материалов есть поэзия чистого рода. Оно принципиально не практично, потому что шьется не то, что будут носить люди и не в соответствии с требованиями людей, а шьется для вала, точно также как в Красноярском крае рубится лев, для вала, потом его спускают по Енисею, он доплывает до Ледовитого океана. Там стоят финские и японские суда ловят это и воруют. А мы рубим и пишем: столько-то срубили, чем больше срубили, тем лучше, хотя средств ловить у нас нет. Это опять поэзия соответствующего ответственного лица, ну а все остальные вовлечены в эту поэзию силком, поскольку они должны вырабатывать свою норму.

Из зала...