Процесс воспроизводства общества. Особые подразделения процесса воспроизводства, страница 14

Г.П.Щедровицкий: На это я ответил бы следующей историей. Это у нас было на игре-2, в которой участвовал очень уважаемый мною человек, и вам известный Ислам Имранович Ильясов. Там первая процедура – это самоопределение. Человек должен сказать чего он хочет, какие у него ценности и на каких позициях он стоит. Когда Ильясов вышел на лобное место и разыгрывал свой кусок в игре, там была такая длинная растянутая игра, - она 2 года шла - одна игра - страшный марафон, когда подумаю - мороз по коже проходит. Он должен был сказать: что он есть и чего он хочет. А он вдруг выйдя, и говорит: Георгий Петрович, а кем Вы хотите, чтобы я был? Я говорю: Ислам Имранович, я хочу, чтобы Вы были самим собой. Он говорит: перестаньте шутки шутить, мы с Вами люди интеллигентные, так что .... Я у себя на факультете могу взять любую роль в зависимости от ситуации, и Вы точно также в Вашем институте. А Вы сейчас меня о чем спрашиваете. Я говорю: только об одном - а что Вы кроме ролей, которые на себя берете? Вы есть или нет Вас. Он как-то задумался, поскольку ответить, что его нет... Совокупность ролей, а что это такое? Он подумал-подумал: я сяду на место, подумаю, потом Вам скажу. Но когда кончилось занятие, он быстро ушел. Потом позвонил мне и говорит: я ушел, но Вы не обижайтесь - я подумать должен, я не надумал, что это такое.

Значит... Ситуацию вы держите? Есть совокупность ролей. А, кроме того, личность должна еще себя держать и быть, быть чем-то помимо этой совокупности ролей, которые мы принимаем. И ситуация эта непростая, она повторяется от одной игры к другой. Например, на игре - 15 собралась группа, и их просят: определите ваши цели в игре. А вел группу тогда уже опытный игротехник Сева Авксентьев - очень интеллигентный человек, одессит, сын уважаемого в городе человека сам искусствовед, окончил московский университет, проводит постоянно киноклубы в городе Одессе, считается лучшим лектором, схватил его за кудрицу и говорит: Сева, какие цели мы должны выдвинуть. Авксентьев говорит: вы свои цели должны выдвинуть. А этот человек говорит: а какие у нас, у самих себя должны быть цели? Я потом пришел в это здание, где они сидели. Авксентьев сидел, схватившись за голову, и не знал, что делать. А они стояли кругом и требовали, чтобы он выдал им цели, которые они должны здесь взять на игре. Я на них наорал и сказал, что свои собственные и чтобы они отстали от Авксентьева. Но, поскольку они не могли противостоять авторитету руководителя игры, они отстали. Но, в недоумении были полном. Примерно года через два этот человек мне говорил: до чего хитрая штука игра; мы совсем не понимали, чего от нас хотят. Я теперь понял как это все смешно, но мне для этого 2 года понадобилось, чтобы это все осмыслить.

И, вроде, мне кажется, я держусь объявленной темы.

-  ... иерархия ролей, выбор ролей.

Г.П.Шедровицкий: Тот, кто роли выбирает, существует или нет? Ведь вопрос в этом, поскольку вы мне еще введете процесс выбора ролей. А у меня же онтологический вопрос. А существует ли тот, кто выбирает роли? Если существует, то как? А вы говорите: этого я не знаю.

-  Как-то существует

Г.П.Шедровицкий: Это существование и надо обсудить

-  Роли выбирает тот, кто сильнее ситуации

-  Г.П.Шедровицкий: То, что сильнее ситуации, что это такое и как это существует.

-  Существует идеальная форма того..., существует личность как ценность. Но что понимать под ценностями.

Г.П.Щедровицкий: Почему как ценности, простите. Представьте, я говорю: ну да, я понимаю, что существует как ценность. Вообще-то вас нет, а в ценности вы, может быть, и существуете.

-  Если под ценностями понимать содержание, то ваша критика правильна. А если под ценностями понимать как некоторое… содержание в сознании человека.

-  А зачем так понимать?

Г.П.Щедровицкий: Нам надо найти теоретический выход. Ситуация сейчас поставлена как квазитеоретическая. И пока вы теоретического решения не дадите, вроде, никуда не двинетесь.

-  Таким образом, тот, кто выбирает эти роли, он определяется способом самосознания себя. И в этом есть его главное.