Процесс воспроизводства общества. Особые подразделения процесса воспроизводства, страница 10

Теперь давайте представим себе с онтологической точки зрения. Я, прежде всего, начал чертить не рамку, а положил то твердое теоретическое ядро - а именно, процесс воспроизводства и сказал, что именно этот процесс воспроизводства есть основной процесс. Конституирующий структуру человеческого общества от начала и до конца. Все, что происходит в обществе должно соответствовать закону и механизму процесса воспроизводства. Все что из этих процессов просто перестает быть общественным, социальным, поскольку оно выбрасывается в потоке воспроизводства. Затем я начал обсуждать по сути дела нынешнюю ситуацию и зафиксировал здесь все то, что я обсуждал сегодня, и все то, чем я сейчас кончил. Необходимость, прежде всего переориентации с процессов производства на процессы всей общественной жизни и рационального хозяйствования. Это есть те общие рамки, которыми мы собственно и должны строить новую систему образования. Точно такие мы должны учитывать принципиальное разделение на производственное ядро и клуб. В этом смысле я не могу согласиться с мыслью, что производство надо превращать в клуб. Вроде бы, это не практично и не реализуемо. Мы скорее должны развивать клуб, и в том числе развивать его так, чтобы там решались и производственные задачи. Если нам удается развить клуб до таких форм, то это спаяются более выгодным для решения производственных задач. А я бы сегодня даже рискнул утверждать, что вроде бы игры тогда, когда они проводились с производственной установкой показывают, что игровая форма значительно более выгодна для решения производственных задач, значительно эффективна и дает образцы куда большей производительности труда, чем традиционная производственная работа. Может быть, в этом смысле я бы принял Ваше замечание насчет того, что создаются такие формы. Да, в рамках игр, ориентированных на решение производственных задач, я действительно вижу зародыши такой системы - системы образования будущего. Но нужно решать эту проблему как Вы сказали в начале: стирать грань между производством я клубом. И стирать по всякому. Но при этом надо понимать, что мы не можем превратить производство в клуб сегодня. Мы должны делать шаги в этом плане, экспериментировать, и только проверив все аспекты и разработав такой проект и программу во всех деталях, мы можем пытаться идти на реальный социальный эксперимент. Но опять, скажем в одном городе. Вот город Ульяновск. Он объявлен городом коммунистического будущего. Там и нужно ставить эти эксперименты на создание здесь, сегодня коммунистического будущего. Можно иметь еще несколько городов и проверять их в таких локусах. Когда все это проверено, можно предлагать и переходить к практической реализации всего этого дела. И поэтому дальше я хочу обсудить проблемы производства и клуба в их отражении на проблемы образования. Или иначе - как деление на производство и клуб отражалось на концепциях и теории образования, и что там сейчас меняют наши новые опыты и попытки реформы и развития системы образования?

Производство, клуб и проблемы образования