- А разве в теории Маркса разделение на производство и клуб принципиально не положено, что возможно соединение в будущем одного с другим.
- Г.П.Шедровицкий: Положено, и в этом состоит смысл подлинного, с моей точки зрения, марксизма. И Маркс об этом писал очень много. Сам Маркс, говорю я.
- Нужно ли тогда совершенствовать клуб. Может быть нужно совершенствовать само производство, в том смысле, что в нем самом формировать клуб.
Г.П.Щедровицкий: Мысль интересная сама по себе и в 20-е года она у нас в стране обсуждалась. Но как показал опыт примерно 5 попыток (после этого их прекратили) превращение производства в клуб невозможно. Производство есть производство. Оно имеет жесткие структуры и требует определенных отношений руководства и подчинения... Превращать производство в клуб, имея развитый клуб, бессмысленно. Поэтому, на мой взгляд, более продуктивным и интересным является другой ход, тот, на который мы сейчас встали и к которому нас призывают все партийные документы, а именно: формировать клуб и создавать его все более…. Когда мы создадим клуб и посмотрим на практике, что это такое и как оно может развиваться, мы начнем думать что нам делать с современным производством. Пока фиксирую то, о чем вчера говорил Герман в марксовской формулировке: свободное время (свободное время от чего - от производства) есть мера развитости всякого общественного организма. Мы должны, реализуя этот принцип, идти к увеличению свободного времени. Но у нас оказалось, что свободное время не благо, поскольку оно не занято. Нужно, чтобы люди, которые получают свободное время от производства, имели соответствующую подготовку и образование, чтобы они могли заниматься наукой, искусством и разумно политикой. Да? И у нас здесь главным тормозом является система образования и подготовки, которая мешает нам осуществлять соответствующие социальные и всякие другие преобразования.
- Для юриспруденции вообще не мыслится техника и поэзия, а только практика. Иначе все действия теряют смысл.
Г.П.Щедровицкий: Вроде бы Вы говорите абстрактно разумно. Я бы это обобщил, как я это понимаю. Система руководства, управления и организации - суть практики. Но история нашего общества показывает, что мы и организацию и управление превращаем в поэзию. Наловчились. Люди принимают решения, суетятся очень много, делают вид, что они организационную деятельность осуществляют, а на самом деле ее нет. Они принимают якобы организационные и управленческие решения, но не доводят их до того, чем они управляют. И создается огромное количество псевдодеятельностей, где все суетятся, бегают, кричат, что они организуют, управляют, а на самом деле они ни чем не управляют, ничего не организовывают.
-... Дайте определение поэзии и практике.
Г.П.Щедровицкий: А вам зачем? Затем, чтобы гробить его.
-…но если мы не знаем, о чем мы говорим. Г.П.Щедровицкий: Мы знаем, о чем мы говорим. Поскольку определение не дает нам ответа на вопрос, о чем мы говорим. Понимание дается практической укорененностью. Понимание задается не определением, а наличием у людей понятий. Понятия определениями не задаются. Они задаются практикой.
- Но ведь они имеют какую-то словесную оболочку, а не в чувственных ощущениях.
Г.П.Шедровицкий: Вы правы, в чувственных ощущениях я ничего не держу. В основном мы должны держать схемы в онтологической картине. Есть они у вас и задействованы, тогда вы будете понимать. А если не | задействованы, то дай вам определения, не дай вам определения, все равно ничего понимать не будете.
- Вы говорите о столе, а я в это время думаю о стуле. Значит, надо договориться, о чем все же мы говорим.
Г.П.Щедровицкий: Я, вроде, в лекции все это объясняю. Для этого я должен начать снова и все снова повторить. А вы опять скажите: я опять ничего не понимаю. Поэтому я с удовольствием с Вами после поговорю и еще раз вам прочитаю лекцию на эту тему.
- …
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.