Процесс воспроизводства общества. Особые подразделения процесса воспроизводства, страница 4

Г.П.Щедровицкий: Капиталисты так никогда не скажут. Они скажут: русские - поэты, поэтому этим надо воспользоваться в практических целях. Но они не скажут, что это практика, они не настолько дураки. Любой человек скажет, что это не критика. Кроме экономистов, которые это оправдают - в этом их профессиональная точка зрения. Поэтому и для тех это не практика. Для них практика - это туда отлавливать все это, такое собирательство. Но это период допрактической организации, поскольку кроме нас никого нет, кто такую поэзию осуществляет в гигантском масштабе. И тогда появляется третье понятие, которое здесь обычно работает, это понятие теории. Итак, для того, чтобы определить практичность того или иного действия надо иметь соответствующую теорию, ко не вообще теорию, а именно соответствующую, т.е описывающую общественное целое в законах его жизни, функционирования и развития. И практика оказывается тогда зависимой от существования соответствующей структуры. Если нет такой теории, описывающей общественное целое, не может быть и понятой практики. Вот таким образом это было представлено у Платона и легло в основание дальнейшего развития науки. Потом это обсуждал Локк и соответственно ввел такое разделение уже внутри этимология и науковедения: наук технических и наук практических. В практические науки попадают: политэкономия или теория хозяйствования, аксиология и этика, соответственно. Вот набор практических наук или наук, обеспечивающих практичность деятельности. А вот все науки естественные - это науки технические, обеспечивающие соответственно поэзию. Это разделение затем движется дальше, обсуждается вот в такой форме Марксом и при этом он фиксирует все моменты, подчеркнутые Локком, далее переходит к Веберу в XX век и именно сегодня обсуждается вот в таком плане, как это было намечено Платоном. Других альтернативных вариантов, с моей точки зрения, вообще выработано не было. Нужно было вырабатывать, но реально это единственное что мы сегодня имеем.

Из зала: ... то, что является практикой с точки зрения одной теории монет не быть ею с точки зрения другой теории.

Г.П.Щедровицкий: Это верно. Но тогда что происходит? Вам надо сначала, и в этом смысл моих утверждений, остановиться на той или иной теории и решить вопрос - какой теории Вы следуете. А потом с точки зрения этой теории оценивать Вашу деятельность в каких-то локусах как практичную, непрактичную и решать, имеете ли вы практику или одну лишь поэзию производства, например.

Из зала: ... моя практика может не быть практикой для другого.

Г.Д.Щедровицкий: Поскольку я сказал, что критерий практичности есть наличие и выбор определенной теории, никаких других практических | позиций нет. Если вы говорите: моя практика, то это значит, что вы выбрали теорию. Вы вроде 6а изначально знаете, может быть это вам господь бог на ушко шепнул, что то, чем вы занимаетесь, есть точно практика. Но я говорю, что нет никаких критериев, кроме теории. Дальше было очень интересно трансформировано сначала В.Лениным. Он выделил эту фразу, которая в наши партийные документы попала, а именно: нет ничего практичнее, чем хорошая теория. Потом это повторялось.

- Но в другом смысле

Г.П.Щедровицкий: А я не знаю, подумаем, что в этом самом, потому что никакого другого смысла в истории нашей цивилизации не было. Когда мы говорим, что нет ничего практичнее, чем хорошая теория, то это вот этой истории, что если нет теории, то нет и практики

- ... по естественным наукам

Г.П.Шедровицкий: Моя точка зрения заключается в следующем. Вы политэкономию уже проходили? Что такое товарный фетишизм знаете. Так вот... В естественнонаучной теории типа физики - это теории по происхождению технические, но выскочившие за рамки границ своей осмысленности. Ответ понятен или не очень? Итак, на мой взгляд, все естественнонаучные теории, образцом которых является физика, биология или география - это технические теории. А именно: они обеспечивают техническую работу или поэзию. Но используются они за границами областей своей прикладности или практической применимости. И тогда появляется то, что создал в начале ХУЛ века Ф.Бэкон, а именно: науки о природе. Эта природа нам понадобилась затем, чтобы узнать, как ведет себя материал при технических преобразованиях. Внутри рамок технических дисциплин обсуждение материала, перерабатываемого нами в технике в условиях, как если бы он жил безотносительно к нашей общественной деятельности. Отсюда тезис: существовала ли природа до нашей деятельности? Да, существовала, как идеальный объект говорим мы, работал в действительности идеальных объектов. Но сами эти дискуссии возникли из периода выхода за границы технических дисциплин, обобщения и соответствующей этих дисциплин.