Процесс воспроизводства общества. Особые подразделения процесса воспроизводства, страница 7

Я уже сказал и хочу еще раз в новом контексте зафиксировать, что по сути только в древнегреческом обществе мы имеем образцы ориентированных на клубную сферу и подготовку личности или образования личности. И производится это образование в… И потому совершенно не случайно, что риторика и логика являлись там ведущими предметами, предметами непроизводительного цикла. Затем происходит ряд метаморфоз, и в позднейшем школы объединяются, как об этом писал выдающийся советский педагог Павел Петрович Блонский, с одной стороны, в военные школы это то, что вы мне вчера рассказывали. Теперь, соответственно, церковно-монашеская школа. И как он говорил, сегодняшняя школа есть смесь казармы у кельи. При этом они идут как бы рука об руку все время. И я бы от себя добавил еще третье составляющее, это.... юнкерское образование непосредственно ориентированное на подготовку. Но где-то уже с ХП-ХШ века этот момент, ориентированный на подготовку человека к участи» в производстве становится главным и ведущим. И та революция, которую производит в образовании Коменский, в основном направлена на подготовку людей к производству, хотя у Коменского еще содержатся маленькие моменты личностей подготовки или подготовки к участию в общественной жизни. Но очень не многие…

Революция конца прошлого века, о которой я вам вчера рассказывал, а именно, когда образование из привилегии права правящих и имущих классов становится обязанностью, причем обязанностью не только в рамках среднего образовано, т.е. европейских гимназий, но и закладывает высшие учебные заведения - вот как у нас сейчас, сегодня подготовка молодежи в средних учебных заведениях и в вузах есть обязанность молодого поколения в каждой из развитых капиталистических стран. В этом плане приходится сегодня, читая лекции в вузах или широкой аудитории, нередко сталкиваться с массой удивительных представлений и знаний. Например, говорят иногда, что вот у нас в Советском союзе, во-первых, образование бесплатное, во-вторых, самое массовое, а в странах капитала, там платят, во-первых, и там в университеты допускают очень немногих. Надо очень четко понимать, что это совершенно не соответствует реальности. И надо понимать, в чем подлинные основания этого переворота. Подготовка молодых поколений в средней школе и в вузе есть условие обороноспособности каждой страны и условие нормального развития производства. Поэтому страна, которая не будет отправлять значительные контингента молодежи, - на счет того какие, я скажу потом, - в гимназии и вузы, окажется просто не конкурентоспособной. Есть очень интересная книга и, глядя на вас я вижу, что ее в Красноярске точно нет, но когда вы приедете в Москву, вы ее можете взять в библиотеке или выписать по МБА. Я сегодня обсуждал вашу реплику с товарищами и пришли к такому единому мнению: все можно получить, если хотеть, здесь в Красноярске. А если не хочешь, то зачем. Это ХУШ том программы развития Советского Союза, где дается комиссией, в которой председательствовал нынешний министр высшего и ССО PCФCP т. Образцов, сравнительный анализ образований СССР и США. Что там сказано?