Формулируя следующий тезис мне очень важно, что это производственное ядро становится центром внимания всех, и получается так, что это есть подлинное жесткое ядро человеческого общества. Больше того, оно начинает замещать и выталкивать все остальное. И клуб есть уже нечто, вроде незначимое для человеческого существования, это там где собираются "на троих" и выпивают, если можно. Хотя смысл этого пространства клуба - принципиально иной. Это не тот клуб, где танцуют, хотя танцы очень важны сами по себе и составляют важную сторону человеческих взаимоотношений и жизни, а там же существует и якобинский клуб, и там же существуют те клубы или клубные структуры, где развивается собственно наука и собственно искусство. Ибо перевести их в производство пока невозможно. Все попытки, которые делались у нас, ничего в этом смысле позитивного не дали.
Значит это производственное ядро, вытесняя представления об обществе в целом и его основных конституирующих процессах воспроизводства, оно начнет создавать и обслуживающие его науки. И вся система образования точно также начинает подстраиваться под процесс производства, и вся история развития существующих систем образования - есть история изменений в соответствии с изменениями требований производства. Здесь надо исключить только один период: это древнегреческое древне-аттическое образование, которое осуществляли в основном…, оно было, по сути, дело крупное и обеспечивало личностную подготовку. Вообще в древнегреческом обществе, так же как и древнеримском обществе, на эту сторону дела обращали не малое внимание, поскольку оно проистекало из предшествующих форм в развитии общества, которые Маркс и Энгельс иногда называли первобытным коммунизмом. Там были соответственно форум - место, где происходит клубное действие и решаются все основные вопросы, касающиеся человеческого общества и производства в том числе. Они решаются именно в клубной части. Первый пример нам дают Афины, там организуются партии, которые производят определенные группировки клубного пространства. И соответственно этому, на границе между производством и клубной частью формируются системы образования и воспитания. И первоначально они готовят человека именно к клубной жизни, клубной работе. И даже нельзя оказать, что это результат сословного или классового разделения, потому что все здесь, вроде, наоборот, если я правильно понял, Герман, Ваше вчерашнее замечание. А именно: сама эта организация и порождает сословия, классы, оформляет их соответственно и задает им определенные отношения к производству и ко всему тому, что вокруг этого организуется.
Следующий пункт. Очень важный для меня. В связи с этим разделением на производство и клуб, говоря по-современному, и в ответ на него, как реакция противодействующая, противоборствующая появляются и, на мой взгляд, замечательное Платоновское разделение практики, поэзии и теории. Как он это фиксирует. Если у нас на этом примере получилось так, что производство выделилось в отдельную автономную часть и начинает функционировать и двигаться само по себе. И дальше в этом примере начинают выделяться другие области внутри общественного целого, то возникает с самого начала очень большой вопрос о сохранении общественного целого и тенденции к автономизации различных его составляющих, систем производства, образования и еще чего-то и понятие практики и практичности формулируется Платоном именно в этом плане. Важно понять здесь, что он обозначает в качестве практики не производство, наоборот, для него производство в принципе непрактично. Понятие практики выдвигается в противоположной тенденции на развитие и обособление самого производства. Практика это то, что захватывает все общество в целом и подчиняет процессы изменения и может быть развития различных элементов в интересах целого. Поэтому практичной является только та работа, которая обеспечивает интересы развития общественного целого в соответствующих пропорциях, а не производство как таковое. А производство, так же как и изобретательство инструментов и станков разного рода, определяется как поэзия. Затем даются этические оценки. Платон настаивает на том, что практика несет в себе этический момент, а поэзия в любых своих формах в виде техники, технического изобретательства - она безнравственна. Т.е. не может оцениваться с нравственной точки зрения, в разной мере работает как на нравственное, так и безнравственное дело или анравственное (слово несуразное с моей точки зрения)...
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.