Процесс воспроизводства общества. Особые подразделения процесса воспроизводства, страница 20

Ну вот для этих целей науку используют… Дальше мы формулировали принцип очень важный здесь и тут, мне кажется, я возвращаюсь назад к Марксу и, вроде через весь этот опыт исследований педагогических рассуждений я могу очень точно его понять, хотя макет, я здесь что-то и искажаю под ноше факты… Это может быть и здесь требуется критика очень точная и текстуальная.

Итак, когда мы хотим подготовить индивидное поведение, то мы должны обучать и должны передавать тот самый способ деятельности, о котором мы говорили. Когда мы готовим личность, которая существует в межличностных отношениях в коллективе и должна быть принципиально нравственной, дружественной, добросердечной по отношению к другим людям и готовая уступить свой выигрыш и свое дело другим, то тогда у нас получается воспитание. Но у воспитания содержание другое, чем у обучения. И то чему надо воспитывать не может быть передано в процессе обучения и не может быть взято в процессе обучения, потому что таким образом будет формироваться только временное исполнение роли, Если вы начинаете обучать, имея целью Воспитание людей и формирование их личностей.

Дальше там получилась масса невероятно интересных результатов. В журнале "Вопросы психологии" № 5 1973 г. есть наша статья (С Надежиной) о 2-х типах отношений руководства в групповой деятельности детей. Мы извлекли там ряд дальнейших выводов на организацию групповой деятельности и разделили два типа руководства; выделили нормы, которые управляют этим, возможности включения норм и т.д.

Это, показанное и продемонстрированное на поведении детей и попытках их воспитания и обучения должно быть понятно вами в предельно широком варианте или беспредельно широком. Что, вообще, для того, чтобы мы проводили воспитание, отличное от обучения по содержанию, по методам мы всегда должны создавать полную игровую структуру или полную клубную структуру, точнее говоря. И только в клубной структуре мы можем воспитывать людей и формировать их личностные качества. В обучении мы можем в лучшем случае научить людей исполнять ту или иную роль. И то и другое одинаково нужно, но мы не должны совершать ошибку и думать, как думали до 63 года по сути вся советская дошкольная педагогика и педагогика вообще, что можно воспитать личность, обучая или задавая исполнение каких-то формализованных ролей. Если теперь вы соотнесете это со всем тем, что я обсуждал, я могу сказать, что да я согласен с ваш, что если мы хотим воспитывать людей, заботиться о их личностном развитии, мы должны переходить к клубным структурам. Ибо, только в клубных структурах все люди находятся в равном положении и равны независимо от возраста и знаний, может быть действительно обеспечено условие взятия содержания, обеспечивающего формирование личностей, а не только формирование деловых качеств.

И поэтому так важна социально-психологическая работа. Страна, вроде, должна отвечать за создание крупных центров. Не психология, а социальная психология в рамках Красноярской секции Общества ПСИХОЛОГОВ СССР.