В формировании медицинской активности семьи особая роль принадлежит санитарному просвещению. Информированность родителей по вопросам первичной и вторичной профилактики во многом определяет их отношение к состоянию здоровья ребенка и их практическую деятельность.
Имеются данные о том, что санитарное просвещение в деятельности врача не занимает должного места. Е.И. Кальченко и Т.А. Басистова [15] выявили, что значительное число врачей не уделяют достаточного внимания санитарно-просветительной работе. Не считают заниматься этой работой 64% врачей. Как показал опрос 71% педиатров не имеют времени для проведения санитарно-просветительной работы.
Согласно результатам нашего исследования было выявлено, что 52% (104) матерей не получали никакой информации о заболевании, вопросах ухода, закаливания ребенка, от своих участковых врачей. О факторах риска развития инфекционных заболеваний, о симптомах и профилактике, они узнавали, только попав в стационар уже с развившемся заболеванием.
Из вышеуказанного следует, что большинство семей, имеющих детей первого года жизни, нуждаются в систематической санитарно-просветительном обучении. Особенно велика в этом потребность семей, имеющих первенца, поскольку у таких родителей, как правило, отсутствует опыт организации ухода и воспитания детей. В последние годы эта проблема приобрела особую актуальность в связи со снижением возраста вступления молодежи в брак и соответственно со снижением возраста родителей при рождении первенца [15]. Средний возраст опрошенных матерей составил 18-24 года 72% (145), моложе 18 лет - 2% (4), старше 24 лет - 26% (51).
Возросшая общая санитарная культура населения требует пересмотра задач и методов гигиенического воспитания родителей, изыскания новых его форм. Санитарно-просветительная работа должна проводиться по определенному плану. Содержание ее в каждом конкретном случае должно быть строго дифференцировано с учетом культуры, образовательного уровня матери и носит индивидуальный характер. Все знания, получаемые матерью, будут ей интересны и полезны, если они касаются ее ребенка, а не детей вообще [16].
Большинство родителей заинтересовало бы не только санитарно-просветительная литература, дающая знания по вопросам гигиенического ухода и воспитания детей в общем, плане, но в большей степени их заинтересовали беседы с участковым врачом, лечащим врачом (в стационаре) и медицинской сестрой. Необходимо снабдить родителей памятками, брошюрами, листовками и другими видами санитарно-просветительной литературы. Приносят пользу трансляции лекций и бесед врачей при помощи средств массовой информации, но самый высокий эффект дает индивидуальная беседа с учетом конкретных условий жизни, занятости, ее возраста и состояния здоровья ребенка.
С учетом перечисленных факторов риска следует ввести распределение детей по группам повышенного, среднего и сниженного риска возникновения у них синдрома крупа. С момента рождения дети должны быть отнесены, к одной из групп повышенного риска, должны находиться под наблюдением педиатра, оториноларинголога и аллерголога, которые совместно разрабатывают профилактические мероприятия по предупреждению заболевания. Чрезвычайно важно это уже при первом заболевании крупом, с целью выяснения, у каких детей можно ожидать рецидивирующее течение заболевания.
Выписывая из стационара ребенка с синдромом крупа, необходимо уделить самое пристальное внимание беседе с матерью. Итоговые рекомендации, касающиеся образа жизни и оказания неотложной помощи, конечно же, нужны всегда, но для ребенка страдающего крупом, они просто жизненно необходимы.
Начатое в стационаре лечение продолжается в детской поликлинике или в домашних условиях под контролем участкового врача. М. Я. Студеникиным и соавт.[13]. Была разработана схема профилактики рецидивирования крупа у детей (таблица №1)
Таблица № 1
Схема профилактики рецидивирующих крупов у детей.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.