Ответы на экзаменационные вопросы по дисциплине "Педагогика" (Социальная функция педагогики, Средства и методы (методика) формирования детского воспитательного коллектива), страница 7

Цель всестороннего и гармоничного развития личности выступает как идеал, но в настоящее время из-за отсутствия экономической возможности не осуществляется. Поэтому в программе воспитания детей и учащейся молодежи в РБ цель современного воспитания определяется как развитие и саморазвитие личности, способности быть субъектом своей жизнедеятельности.

Гуманизм понимает развитие человека в современных условиях определяет новые подходы к содержанию воспитания детей и учащихся, молодежи, которые основываются на учете потребностей растущей личности, общечеловеческих ценностей и базовых компонентов культуры личности.

К базовым компонентам культуры личности, определяющим содержание современного воспитания относятся: нравственно-этическая культура, национальная культура, гражданская, психологическая – формирование навыков и умений адаптации к меняющимся условиям жизни, развитие коммуникабельных способностей, повышение психологической компетентности; культура труда; культура семейных отношений; гендерная культура – формирование у учащихся представлений о жизненных предопределения мужчины и женщины; культура здорового образа жизни; эстетическая; экологическая; правовая (смотреть «концепцию воспитания детей и учащейся молодежи в РБ» в настауницкам часописе 22.02. 2000. Реализация целевых установок воспитания в практической работе школы и учителя (смотреть Хорламов – гл 3 вопрос 7 стр. 62-64.

ЛИЧНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ВОСПИТАНИЯ,

ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

1. Сущность понятий – человек, личность, индивид. Критерии личностного развития человека.

Биологическое развитие человека проявляется в увеличении биологических функций. Человек это биосоциальное существо, субъект общественной деятельности и сознания. Иначе говоря, понятие человек объединяет все природные и социальные качества присущие данному виду.

Понятие личность характеризует только социальную сущность человека со стороны его общественной значимости и общественной деятельности и обозначает совокупность социальных свойств и качеств приобретаемых человеком в процессе жизни.

К личностным характеристикам человека относят способность к прямохождению, владение речью, владение умениями и навыками обращения с различными предметами и т.д. Биологическая характеристика человека в данное понятие не входит. В философии говорят – сущность личности составляет не ее борода, не ее кровь, а ее социальное качество. Близким понятию человек является понятие индивид. Перевод с латинского – единичный.

Индивид – единичное природное существо, представитель рода хома сапиенс без относительности к его качествам. Личность в своем развитии проходит разные периоды: внутриутробное развитие, дошкольные, школьные, юношеский. Каждый из которых специфически влияет на степень развития личности. В связи с этим возникает необходимость определять критерии, показывающие качественный уровень развития личности.

Философ Рене Декарт рассматривал проблемы личности в качестве критериев социального развития человека, выдвигал уровень развития самосознания, как отношение человека к самому себе.

Джон Локк отождествлял личность с ее сознанием.

По Канту – человек становится личность благодаря самосознанию, отличающее его от животных, помогающее подчинить свое «я» нравственным законам общества.

По мнению русского психолога Леонтьева – человек в совместной деятельности с другими людьми преобразует мир и по средствам этого изменения преобразует себя, становясь личностью.

Русский психолог Рубеншт – утверждал, что человек становится личностью, когда он достиг такого уровня психического развития, который позволил ему сознательно планировать свою деятельность, управлять ею и отвечать за ее результаты.

Русский философ Тугаринов выделил 5 признаков личности: разумность, ответственность, личное достоинство, свобода, индивидуальность.  Индивидуальность – то общее и единичное, чем отличается один человек от другого, одна личность от другой, и, что придает своеобразную красоту и неповторимость. Индивид, как правило, выделяется особыми чертами характера и темперамента, своеобразием ощущений, восприятия, творческой деятельности, способностей, особенностей интеллекта и т.д. Основа индивидуальности – анатомо-физиологические задатки.