Воспитательный коллектив создаётся не путём благожелательных бесед с учениками о дружбе, товариществе, а по средствам включения ребят в интересную совместную деятельность. Иначе говоря средствами воспитания коллектива выступают учебная и разнообразные виды внеклассной деятельности школьников: игровая, трудовая, общественная, оздоровительная, культурно-массовая.
Методика формирования и сплочения детского коллектива включает в себя следующие методы:
1) Умелое предъявление требований к учащимся.
Успешность в создании коллектива во многом зависит от первоначальных вкладов в его организацию. Большую роль в этом играет методика умелого предъявления к требованиям учащегося.
- с первых дней занятий нужно чётко определить нормы и правила поведения, которые должны соблюдать учащиеся. Такой разговор по закону импритенга оказывает на ребят сильное внушающее психологическое поведение.
- в методике предъявления требований большое значение имеет приучение учащегося к соблюдению установленных в школе норм и правил.
- нужно соблюдать меру в предъявлении требований. Лучше предъявит в начале меньше требований, но обязательно проконтролировать их выполнение.
- предъявляя требование нужно учитывать настроение учащегося, общее мнение коллектива класса
2) Организация ученического самоуправления (актив класса) и оказание помощи в работе.
В состав органов самоуправления в классе входят наиболее активные, инициативные и авторитетные члены коллектива класса, которые по словам А.С.Макаренко составляют его сплачивающие ядро.
Для эффективной работы органов самоуправления класса большое значение имеет расширение актива, его сменяемость, его преемственность.
Содержание работы классного руководителя с активом включает в себя:
- инструктирование членов самоуправления и разъяснение их обязанностей
- оказание помощи в разработке намеченных видов внеклассной работы (беседы, экскурсии), а так же в их подготовке и проведении.
- организация обмена опытом проводимой работы.
- отчёты органов самоуправления о своей деятельности
3) Постановка увлекательных перспектив в учебной, трудовой, общественной и других видах деятельности. А.С.Макаренко сформулировал закон движения коллектива (закон развития). Суть в том, что коллектив только тогда развивается и укрепляется и оказывает действенное влияние на учащегося, когда он постоянно движется вперёд, т.е. ставит перед собой новые цели и включается в активную деятельность по их достижению. Если коллектив не ставит перед собой ни каких новых целей, не выполняет совместную культурно-массовую, художественную виды деятельности, то он останавливается в своём развитии.
Перспективы (цели) могут быть близкими, средними, и дальними; в качестве этих перспектив могут выступать – подготовка и проведение вечеров, конкурсов, походы, экскурсии, организация КТД по методу Иванова.
4) Формирование в коллективе здорового общественного мнения и здорового психологического микроклимата.
Общественное мнение – это та преобладающая оценка которая формируется у учащегося по отношению к различным событиям и явлениям коллективной жизни и которая определяет стиль деятельности коллектива.
Очевидно что это оценочное суждение может быть здоровым, объективным, а может иметь и негативную направленность и дизориентированность учащегося.
Задачи педагога – сформировать в классе именно здоровое общественное мнение, критичность и принципиальность в среде учащихся.
При наличии такого общественного мнения в силу вступает педагогика общественного мнения. Суть: при наличии здоровых и принципиальных отношений в среде учащихся всякое воздействие на коллектив оказывает воспитательное влияние на отдельных его членов и наоборот воздействие на отдельных учеников влияет коллектив
5) Создание и накопление в коллективе традиций коллективной жизни.
Деловые и праздничные традиции не только скрепляют коллектив, создают благоприятный психологический микроклимат, но и формируют определённый стиль и тон жизни и деятельности коллектива.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.