К числу рос. педагогов создавших фундамент классической дидактики следует отнести П.Ф.Каптелева, Д.Лордкипанидзе, Б.П.Есипова, И.Ф. Харламова, М.А. Данилова ( идея о движущих силах учения); М.Н. Скаткина, М.П.Щетинина, И.П.Волкова, И.П.Иванова, В.А. Карановского и др.
В Д. к наст. времени можно выделить 3 основных концепции обучения:
1) Традиционная – доминирующую роль играет преподавание; цель обучения – передача и усвоение готовых знаний, выработка готовых умений и навыков.
2) Педоцентриская – доминирующая роль отводится учению, деятельности учеников,; цель – развитие личности ребёнка и раскрытия всех его потенциальных возможностей ч/з спонтанную, свободную деят-ть обучаемого (Толстой, Дьюи, Лай)
3) Современные дидактические сис-мы – в центре обучения взаимодействие преподавания и обучения, деятельность как учителя, так и учащегося. Цель – формирование системы знаний и обеспечение развития личности обучаемого (Л. Занков, Д. Элиьпонин, В Давыдов).
Как показывает педагогическая практика процесс обучения не сводится только лишь к овладению учащегося практическими ЗУН. Обучение оказывает более широкое развивающее и воспитательно формирующее влияние на личность. Связано это с тем, что знание как предмет усвоения имеет 3 стороны:
1. Теоритическая ( науч. идеи, понятия в совокупности с фактическим материалом)
2. Практическую (умения и навыки связанные с приминением знаний на практике)
3. Мировозренческо-нравственная (мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи, которые содержат в учебном материале по каждому учебному предмету)
Из этого следует, что при правильно поставленном обучении ученики усваивают 3 стороны знания и развивают свои умственные, а также творческие способности. Вырабатывать у себя мировоззренческие взгляды и убеждения и овладевают нравственной и эстетической культурой, вот это развивающее и формирующее на учащихся повлекло возникновение нового термина обозначающего данный процесс во всём многообразии его обучающих, развивающих и формирующих (воспит-х) функций – воспитание.
Образование - овладение личностью определённой сис-й научных знаний, практических умений и навыков и связанный с ними тот или иной уровень развития её умственно-познавательной и творческой деятельности (обучающий компонент), а также нравственно-эстетической культуры (воспитательный компонент), который в своей совокупности определяет её социальный облик и индивидуальное своеобразие.
Т.о. понятие образование используется в 2х значениях:
1) как процесс получения знаний
2) как результат (педагогическое, техническое, среднее образование)
Следовательно дидактика является одновременно теорией обучения и образования и в этом своём качестве она разрабатывает след. Проблемы:
1) определение содержания образования
2) исследование сущности закономерности и принципы обучения
3) изучение сущностей и закономерностей учебно-познавательной деятельности учащихся и путей её активации в процессе обучения
4) Разработка общепедагогических методов обучения
5) Исследование форм организации учебного процесса
Долгое время Д. была единственной педагогической дисциплиной исследующей теорию и методику обучения. Усложнение содержания учебных предметов и специфика их преподавания в учебных заведениях привели к тому, что на основе Д. стали формироваться частные методики исследующие специфические особенности обучения по отдельным учебным предметам.
Дидактика и частные методики развиваются в тесной связи м/у собой и обогощают друг друга.
2. Понятие содержания образования. Теории содержания образования.
Содержание образования – это система научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми учащиеся должны овладеть в процессе обучения.
На овладение содерж. воспитания, на его разработку существенное влияние оказывают многие субъективные и объективные факторы важнейшими из которых являются:
-- политика и идеология общества
-- требования общества в определённом уровне образования и подготовки молодёжи
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.