- технология саморазвития личности ребёнка
- цель – образ человека самосовершенствующегося
7) концепция воспитания на основе потребностей человека
- воспитание как создание психолого - педагогических условий для удов- летворения базовых потребностей человека
Воспитательный коллектив и особенности его влияния на учащихся
2.Педагогическая сущность воспитательного коллектива, его структура, критерии сплоченности и динамика развития
Коллектив в переводе с лат. – объединяет. Это указывает на то, что под коллективом следует понимать некое объединение людей м/у которыми существуют определённые связывающие их отношения. Такие отношения подразделяются на деловые и личные.
Деловые связаны с выполнением членами коллектива определённых профессиональных функций и с соблюдением установленных норм и требований дисциплин установленных в данном коллективе.
Личные – затрагивают только сферу узко личной деятельности людей и базируется на личных симпатиях или антипатиях членов коллектива друг к другу.
Признак работоспособного и дружного коллектива – это налаженность и прочность деловых отношений. Но эти отношения должны обязательно подкрепляться личными симпатиями членов коллектива друг к другу, чтобы развивалась благоприятная психологическая атмосфера и благоприятный эмоциональный микроклимат коллектива.
Воспитательный коллектив – это такое объединение учащихся жизнь и деятельность которого мотивируется здоровыми социальными устремлениями, в которых хорошо функционируют органы самоуправления, а меж личностные отношения характеризуются высокой организованностью, ответственной зависимостью, стремлениям к совместной деятельности и общему успеху, что обеспечивает всестороннее развитие, свободу и защищённость каждой личности.
Чтобы создать детский воспитательный коллектив отвечающий всем вышеперечисленным признакам надо:
- продолжительное время
- знание спец. методики
Поэтому коллектив в своём формировании обычно проходит 4 стадии (в зависимости от характера предъявляемых коллективу требований):
1) в качестве сплачивающегося средства на этой стадии выступают педагогические требования предъявляемые педагогом. Субъект воспитания – педагог
2) требование педагога поддерживается активом т.е. наиболее сознательная часть группы предъявляет требование к своим товарищам. Субъект воспитания – актив.
3) Большая часть класса предъявляет требования к товарищам и себе и помогает педагогам корректировать развитие каждого ученика. Требование предъявляется в форме общественного мнения. Субъект воспитания - коллектив.
4) субъект воспитания – ученик т.е. происходит побуждение всех членов коллектива к самовоспитанию, создаются условия для развития творческой индивидуальности каждого члена коллектива.
Функции коллектива:
1. Регулятивная – коллектив является носителем определённых нравственных, мировоззренческих, эстетмческих установок.
2. Организационная – коллектив основная форма организации детской жизнедеятельности.
3. Консолидирующая – форма объединения, сплочения детей
4. Стимулирующая – побуждение личности к развитию, торможение негативных проявлений детей.
5. Воспитательная – целенаправленное педагогическое воздействие на каждую личность.
Структура школьного коллектива
1) единый общешкольный коллектив
2) первичные постоянные коллективы класса, предметных кружков, спортивных секций
3) первичные временные коллективы – студии, агит. бригады.
4) важное значение в структуре коллектива имеют органы ученического самоуправления (ученический комитет, староста класса)
Эти структурные подразделения и их лидеры официально избираются или назначаются и по этому называются формальными структурами школьного коллектива.
Кроме официальных структур в школе существуют неформальные группировки учащихся ( малые группы), основанные на личных симпатиях и антипатиях, а так же лидеры этих группировок, которые могут оказывать как позитивное так и негативное влияние на деятельность коллектива.
3. Средства и методы (методика) формирования детского воспитательного коллектива.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.