Харламов уточнил и расширил эту классификацию в результате все используемые в современной школе методы обучения стали подразделяться на 5 групп:
1. Методы устного изложения знаний учителем и активизации учебно-познавательной деятельности учащихся:
- рассказ
- объяснение
- школьная лекция
- беседа
- иллюстрации и демонстрации
2. Методы закрепления нового материала
- беседа
- работа с учебником
3. Методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала
- работа с учебником
- лабораторные работы
4. Методы учебной работы по применению знаний и выработка практических умений и навыков.
- упражнения
- практические работы
5. Методы проверки и оценки знаний умений и навыков
- повседневное наблюдение за работой учащихся
- устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотнённый)
- выставление поурочного балла
- проверка домашнего задания
- контрольные работы (предупредить за 2-3 недели или сказать что после того как изучим раздел будет контрольная; сообщить параграфы по которым будет; за день провести подготовку к контрольной)
- тестирование (метод психологической диагностики, использующей стандартизированные вопросы и задачи (тесты) и имеющий определённую шкалу значений)
- программированный контроль
Виды контроля:
1) Выявление ЗУН по теме, которая будет изучаться - предварительный
2) Текущий – на каждом уроке
3) Тематический
4) Итоговый
5) Переводные и выпускные экзамены
Технология обучения – способ реализации содержания образования предусмотренное учебными программами и представляющая собой систему форм, методов и средств обучения обеспечивающих достижение поставленных дидактических целей.
Основные признаки
1) Концептуальность – опора технологии на определённую научную концепцию
2) Системность – технология должна обладать всеми признаками системы: целостностью, частей. логикой процесса и взаимосвязью всех
3) Управляемость – возможность диагностического целепологания, проектирования процесса обучения.
4) Эффективность
5) Воспроизводимость – возможность применения технологии в других учреждениях и др. субъектами
2. Методы устного (словесного) изложения учебного материала и приёмы стимулирования познавательной деятельности учащихся.
Рассказ – метод повествовательно-сообщающего изложения учителем описательного материала с применением приёмов активизации познавательной деятельности учащихся (биография учёного; ходе исторического события)
Объяснения – пояснительно – сообщающий метод при котором учитель не только излагает новый материал но и анализирует, поясняет и доказывает те или иные его положения.
Школьная лекция – такой метод обучения, когда учитель в течении продолжительного времени 30-35 мин. урока устно излагает значительный объёму учебный материал используя приёмы активизации познавательной деятельности учащихся. Рассказ, объяснение и школьная лекция – это словесные монологические методы обучения. Беседа – диалогический метод, который ещё называется Сакратовским или частично поисковым.
С помощью беседы учитель излагает учебный материал не обладающий теоретической сложностью и по которому у учеников уже имеются отдельные представления.
Сущность: учитель путём умело поставленных вопросов побуждает учащегося к рассуждению и анализу в определённой логической последовательности изучает фактор и явление и самостоятельному формулированию соответствующих теоретических выводов и обобщений. Иллюстрация в переводе с лат. обозначает пояснение.
Демонстрация, показывание – эти методы являются сопутствующими при устном изложении знаний учителем и состоят в использовании иллюстративных материалов, а также демонстрации опытов, практических действий, что значительно облегчает восприятие и осмысление изучаемого материала.
Все методы устного изложения знаний должны сопровождаться приёмами стимулирования познавательной деятельности учащихся:
1) Содержательное и эмоциональное изложение нового материала с использованием интересных фактов и ярких приёмов
2) Использование средств наглядности
3) Создание проблемных ситуаций
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.