Это все – базовые компоненты культуры личности
В программе воспитания детей и учащейся молодежи РБ 2002 г. (содержание воспитания дополнено следующими задачами): формирование самосознания личности; идеология воспитания; развитие эмоционально-чувственное сферы личности; воспитание ответственного поведения личности; формирование универсальных способностей трудовых и жизненных навыков личности.
Отношение и личностные качества как объект воспитания, их сущность и структура
Отношение – это переживание и выражение человеком тех связей, которые устанавливаются между ними и другими людьми, а также с различными сторонами окружающего мира и которые затрагивают сферу его потребностей, знаний, чувств, взглядов, убеждений, навыков и привычек, волевых проявлений, которые так или иначе влияют на его поведение и развитие.
Все многообразие социальных и духовных отношений, которые сложились в обществе можно подразделить на 4 группы:
1. социальное отношение, которое определяет мировоззрение личности, гражданскую позицию, общественную направленность и идеологию;
2. нравственные отношения:
- отношение к родине (патриотизм, к другим странам и народам), культура межнациональных отношений;
- отношение к труду (трудолюбие, усидчивость, дисциплинированность);
- отношение к материальным и духовным ценностям общества, природе (бережливость, охрана, и т.д.);
- отношение к служебным обязанностям;
- отношение к другим людям (уважение, гуманность, доброжелание);
- отношение к самому себе (скромность, чувство собственного достояния);
3. эстетическое отношение, связанное с формированием у учащихся высоких эстетических вкусов, понятий и представлений и приобщение их к деятельности творчества в области искусства;
4. отношение, связь с физической и валеологической культурой личности.
Эти отношения определяют классическое содержание воспитания школьника в системе образования:
1. формирование у учащихся научного мировоззрения;
2. нравственное воспитание учащихся;
3. эстетическое воспитание;
4. физическое.
Практика показывает, что уровень сформированности и степень устойчивости у личности тех или иных отношений может быть различный: например, ученик понимает необходимость ежедневно выполнять домашнее задание, но готовится только время от времени или ребенок хорошо осознает вежливость, доброжелательное отношение к другим людям, но в одних случаях эту вежливость проявляет, а в других нет.
Поэтому только тогда, когда человек остается вежливым даже в ситуациях провоцирующих его на грубость или хамство можно сказать, что вежливое отношение к людям стало неотъемлемой чертой его характера, руководящей линией его поведения в любых жизненных условиях, то есть превратилось в личностное качество.
Личностное качество – закрепившиеся и ставшее привычным отношением, которое определяет устойчивое поведение личности в любых измененных условиях.
Задача воспитания – формирование у детей здоровых социально-духовных отношений и сделать их устойчивыми, то есть перевести в личностные качества.
Основные направления воспитательной работы по формированию личностных качеств у учащихся
Формирование личностных качеств представляет достаточно трудоемкий процесс, поскольку сложной является внутренняя структура этого психолого-педагогического феномена
СТРУКТУРА ЛИЧНОТНЫХ КАЧЕСТВ
ПОТРЕБНОСТЬ ЗНАНИЯ ЧУВСТВА ВЗГЛЯДЫ И УБЕЖДЕНИЯ НАВЫКИ И ПРИВЫЧКИ ПОВЕДЕНИЯ ВОЛЯ
Эта структура позволяет определить методы воспитания личностных качеств, которая включает в себя:
1. формирование у учащихся потребностей выработки того или иного личностного качества;
2. включение в познавательную деятельность по осмыслению существенного формирования качества;
3. формирование у учащихся положительного отношения к вырабатываемому качеству и убеждение в необходимости его приобретения;
4. практическое формирование умений и навыков и привычек поведения связанных с вырабатываемым качеством;
5. развитие и укрепление волевых усилий связанных с соблюдением необходимых ном и правил поведения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.