Ответы на экзаменационные вопросы по дисциплине "Педагогика" (Социальная функция педагогики, Средства и методы (методика) формирования детского воспитательного коллектива), страница 22

IV. Методы учебной работы по применению знаний и выработка практических умений и навыков.

Упражнение – такой методобучения, при котором учащиеся проводят многократные действия т.е. тренируются (упражняются) в применении усвоенного материала на практике и т.о. они углубляют свои знания, вырабатывают соответствующие умения и навыки, разрабатывают свои познавательные и творческие способности.

Виды упражнений:

-устные

-письменные

-практические

-творческие

Методика: объяснение целей и задач предстоящей тренировочной работы, показ ученикам способов выполнения; воспроизведение учениками показанной деятельности; самостоятельная тренировочная деятельность; проверка и уточнение результатов.

Лабораторная работа. Учащиеся изучив теоретический материал под руководством учителя проделывают различные опыты измерения и др. практические действия с целью применения усвоенных знаний на практике и выработке соответствующих умений и навыков.

Методика:

1) постановка цели лабораторной работы

2) определение порядка выполнения

3) инструктирование по технике безопасности

4) наблюдение за ходом работы

5) анализ лабораторной работы и подведение её итогов

критерии (уровни) усвоения учебного материала (по 10-бальной системе оценки       знаний)

1)  0 – 2     Действие узнавания, распознавание понятий (объекта)

2)  3 – 4     Действия по воспроизведению учебного материала (объекта изучения) на уровне памяти, т.е. неосознанное воспроизведение.  

3)  5 – 6    Действия по воспроизведению учебного материала (объекта изучения) на уровне понимания (осознанное воспроизведение), описание и анализ действий с объектом изучения.

4)  7 – 8    Действия по применению знаний в знакомой ситуации по образцу, выполнение действий с чётко обозначенными правилами, применение знаний на основе обобщённого алгоритма для решения новой учебной задачи.

5) 9 – 10   Применение ЗУН в незнакомой ситуации для решения нового круга задач, творческий перенос знаний (самостоятельное использование ранее усвоенных знаний в новой ситуации, для решения проблемы; виденье проблемы и способов её решения и т.п.

Виды и формы организации учебной работы в школе

1. Виды обучения и их сущностная характеристика

Вид (тип) обучения – общий способ организации учебно-воспитательного процесса.

Вид обучения определяется на основе анализа его главных структурных компонентов:

1) характеристика деятельности учителя

2) особенностей учебной работы учащихся

3) специфика применений знаний на практике

С учётом этих компонентов выделяют в истории педагогики следующие виды обучения.

1. сократическая беседа

2. догматическое обучение (средние века) в основу положено библейское писание, главный вид деятельности учащихся – слушанье и механическое заучивание

3. объяснительно – иллюстративное, объяснение в сочетании с наглядностью – главные методы такого обучения, а слушанье и запоминание ведущие виды деятельности учащихся, безошибочные воспроизведения знаний главные требования и основные критерии эффективности.

4. проблемное обучение – организация обучения путём самостоятельного добывания знаний учащимися в процессе собственного решения или учебных проблем.

Проблемная ситуация – психологическая состояние интеллектуального затруднения, которое возникает у учащегося, если он не может объяснить новый факт или выполнить какое-то практическое действие с помощью имеющихся ЗУН.

Выделяют 4 уровня проблемного обучения:

- учитель сам ставит проблему и сам решает её при активном слушании и обсуждении учащимися

- преподаватель ставит проблему самостоятельно или под его руководством решает её (частично поисковый метод)

- ученик сам ставит проблему, учитель помогает ему её решить (исследовательский метод)

- ученик сам ставит проблему, и сам решает её

5.  программированное обучение – система последовательных действий (операций) последовательное выполнение которых ведёт к заранее запланированному результату.

Основная цель программированного обучения – улучшение управления учебным процессом.

Характерными чертами программированного обучения являются следующие:

- учебный материал разделяется на отдельные порции