IV. Методы учебной работы по применению знаний и выработка практических умений и навыков.
Упражнение – такой методобучения, при котором учащиеся проводят многократные действия т.е. тренируются (упражняются) в применении усвоенного материала на практике и т.о. они углубляют свои знания, вырабатывают соответствующие умения и навыки, разрабатывают свои познавательные и творческие способности.
Виды упражнений:
-устные
-письменные
-практические
-творческие
Методика: объяснение целей и задач предстоящей тренировочной работы, показ ученикам способов выполнения; воспроизведение учениками показанной деятельности; самостоятельная тренировочная деятельность; проверка и уточнение результатов.
Лабораторная работа. Учащиеся изучив теоретический материал под руководством учителя проделывают различные опыты измерения и др. практические действия с целью применения усвоенных знаний на практике и выработке соответствующих умений и навыков.
Методика:
1) постановка цели лабораторной работы
2) определение порядка выполнения
3) инструктирование по технике безопасности
4) наблюдение за ходом работы
5) анализ лабораторной работы и подведение её итогов
критерии (уровни) усвоения учебного материала (по 10-бальной системе оценки знаний)
1) 0 – 2 Действие узнавания, распознавание понятий (объекта)
2) 3 – 4 Действия по воспроизведению учебного материала (объекта изучения) на уровне памяти, т.е. неосознанное воспроизведение.
3) 5 – 6 Действия по воспроизведению учебного материала (объекта изучения) на уровне понимания (осознанное воспроизведение), описание и анализ действий с объектом изучения.
4) 7 – 8 Действия по применению знаний в знакомой ситуации по образцу, выполнение действий с чётко обозначенными правилами, применение знаний на основе обобщённого алгоритма для решения новой учебной задачи.
5) 9 – 10 Применение ЗУН в незнакомой ситуации для решения нового круга задач, творческий перенос знаний (самостоятельное использование ранее усвоенных знаний в новой ситуации, для решения проблемы; виденье проблемы и способов её решения и т.п.
Виды и формы организации учебной работы в школе
1. Виды обучения и их сущностная характеристика
Вид (тип) обучения – общий способ организации учебно-воспитательного процесса.
Вид обучения определяется на основе анализа его главных структурных компонентов:
1) характеристика деятельности учителя
2) особенностей учебной работы учащихся
3) специфика применений знаний на практике
С учётом этих компонентов выделяют в истории педагогики следующие виды обучения.
1. сократическая беседа
2. догматическое обучение (средние века) в основу положено библейское писание, главный вид деятельности учащихся – слушанье и механическое заучивание
3. объяснительно – иллюстративное, объяснение в сочетании с наглядностью – главные методы такого обучения, а слушанье и запоминание ведущие виды деятельности учащихся, безошибочные воспроизведения знаний главные требования и основные критерии эффективности.
4. проблемное обучение – организация обучения путём самостоятельного добывания знаний учащимися в процессе собственного решения или учебных проблем.
Проблемная ситуация – психологическая состояние интеллектуального затруднения, которое возникает у учащегося, если он не может объяснить новый факт или выполнить какое-то практическое действие с помощью имеющихся ЗУН.
Выделяют 4 уровня проблемного обучения:
- учитель сам ставит проблему и сам решает её при активном слушании и обсуждении учащимися
- преподаватель ставит проблему самостоятельно или под его руководством решает её (частично поисковый метод)
- ученик сам ставит проблему, учитель помогает ему её решить (исследовательский метод)
- ученик сам ставит проблему, и сам решает её
5. программированное обучение – система последовательных действий (операций) последовательное выполнение которых ведёт к заранее запланированному результату.
Основная цель программированного обучения – улучшение управления учебным процессом.
Характерными чертами программированного обучения являются следующие:
- учебный материал разделяется на отдельные порции
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.