Т.о. воспитательную технологию модно определить как совокупность средств и методов осуществления воспитательного процесса для достижения поставленной цели научно-педагогического обоснования характера, педагогического влияния на ребёнка в процессе воспитательного взаимодействия. Область педагогики изучения технологии называется прикладной педагогикой.
Педагог должен быть подготовлен содержательно (знать педагогическую теорию, методически знать и владеть методикой образования и технологически т.е. знать и владеть воспитательной технологией)
В современной литературе выделяют 3 уровня понятия педагогическая технология (воспитательная технология)
1) обще-педагогическая технология характеризуется целостный воспитательный процесс в данном регионе, в данном учебном заведении: гуманно-личностная технология; система воспитания в Павложской школе В.А. Сухомлинского; модель трудового воспитания А.А. Католикова по системе коммуны А.С. Макаренко; школа как воспитательная система В.А. Караковского и др.
2) Частно-методическая педагогическая технология – совокупность методов и средств для реализации определённого содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета или направления воспитания или авторской школы. Напр. технология выявления и развития творческих способностей детей в разнообразной внеурочной деятельности, в творческой комнате И.П.Волкова; и технология воспитания общественного творчества в условиях коллективной творческой деятельности И.П.Иванова
3) Локальная (модульная) педагогическая технология является технологией отдельных частей учебно-воспитательного процесса, технологией решения конкретных учебных или воспитательных задач. Напр. технология предъявления педагогических требований, технология создания воспитательной среды, технология этической защиты и т.д.
2. Понятие концепции воспитания. Современная концепция воспитания
Концепция – система взглядов на что-нибудь, основная идея, ведущий замысел. Исходя из этого под концепцией воспитания следует понимать систему взглядов отдельного учёного или группы исследователей на воспитательный процесс, его сущность, цель, принципы, содержание и способы организации, критерии и показатели эффективности.
Выделяют следующую концепцию воспитания:
1) системно – ролевая концепция формирования личности ребёнка:
- воспитание рассматривается как целенаправленный процесс регулирова- ния освоения личностью системы социальных ролей
- системно-функциональный подход к построению деятельности педагога.
- зависимость отбора критерия эффективности воспитательного процесса от возрастных особенностей ребёнка по освоению системы социальных ролей.
2) концепция системного построения процесса воспитания:
- воспитание как целенаправленное управление процессом развития личности ребёнка
- цель и принципы гуманистической системы воспитания
- роль общечеловеческих ценностей в определённом содержании форм и способов организации воспитательного процесса.
3) концепция формирования образа жизни достойного человека
- воспитание как восхождение к культуре современного общества.
- истина, добро и красота как основание жизни достойного человека
- освоение, усвоение и присвоение – важнейшие процессы формирования личностью ребёнка своего образа жизни
4) концепция воспитания ребёнка как человека культуры
- воспитание как помощь ребёнку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении
- субъектный опыт личности – основа содержания воспитательного процесса
- использование технологии личностно - ориентированного воспитания
5) концепция педагогической поддержки ребёнка и процесса его развития (О.С. Газман)
- современные представления о цели как идеале и реальном ориентире в воспитательной деятельности
- базовая культура личности как основа содержания воспитательного процесса
- технологии педагогической поддержки ребёнка в решении жизненно важных проблем
6) концепция самовоспитания школьника
- самовоспитание как процесс осознанного управляемого самой личностью развития
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.