Так, например, в античные времена большинство философов считали главной целью воспитания – формирование доброд. человека, а к числу важных добродетелей относили уверенность, мужественность, справедливость, интеллектуальную и моральную чистоту. Свой идеал воспитатели предлагали и мировой религии, христианство, буддизм; в основе мировых религиозных учений лежит принцип воспитания общечеловеческих качеств: гуманизм, доброжелательность, честность, порядочность, справедливость и т.д. Великий чешский педагог Каменский утверждал, что воспитание должно быть направленно на: 1. познания себя и окружающего мира (умственное воспитание); управление собой (нравственное воспитание); стремление к совершенствованию (к богу, религиозное воспитание).
Английский философ Джон Локк считал, что главная цель воспитания – сформировать джентльмена – человека, обладающего хорошими манерами высокими моральными качествами, обладающего острым умом, деятельностью и инициативой.
Русский философ – демократ в 19 в. Чернышевский, Герцин, Белинский были убеждены, что цель воспитания – подготовка свободной деятельности гуманной и всестороннеразвитой личности.
В педагогике выделяют общие и индивидуальные цели воспитания.
Цели воспитания выступают как общие, когда они выражают качества, которые должны быть сформированы у всех людей, и как индивидуальные, когда предполагается воспитание определенного отдельного человека.
Среди общих неприход. целей воспитания есть одна выражающая его наивысшее предназначение – обеспечить каждому появившемуся на свет человеку всестороннее и гормональное развитие (В и Г).
Эта цель в античные времена была сформирована философом Платоном и выражалась формулой калокагатия «калос кай агамос», что означает прекрасный в духовном и физическом отношении, иначе говоря, идеал античного человека представлял собой единство 3 начал: физического, интеллектуального и нравственно-эстетического.
В средние века этот воспитательный идеал был предан забвению, поскольку церковь монолизировала духовную жизнь общества, направляла ее в религиозное русло, сформулировала свой воспитательный идеал. Совершенный человек по мнению отцов церкви аскет (сознательно лишающий себя всех радостей жизни и проводящий все свое время в труде, либо изучающий богословские трактовки.
В эпоху Возрождения идея всестороннего и гармоничного развития личности была видвинута вновь философами-утопистами Томасом Мором, Кампанеллой. Однако, вплоть до середины 19 в она не смогла получить своего практического осуществления, поскольку для этого не было соответствующих общественно-экономических предпосылок. Такие предпосылки появились со становлением общества на использовании крупной машинной техники. Машинное производство, пришедшее на смену труду коренным образом изменило характер деятельности людей (оно потребовало соединения физического и интеллектуального труда) и выдвинуло новые требования к подготовке всех участников общественного производства. Эти требования касались прежде всего одновременного и совершенного развития физических, умственных, нравственно-эстетических качеств людей, их технической и трудовой подготовки. В конечном итого уже в начале 20 в. это привело к тому, что формирование всесторонней и гармонично развитой личности стало не только объектом общественной потребности, но и целью, идеалом воспитания.
5. Цель воспитания, как система распадается на составные части – общие и конкретные задачи, которые составляет СОДЕРЖАНИЕ современного воспитания. Традиционной в отечественной педагогике цель воспитания распадается на следующие большие задачи: интеллектуальные; умственные - овладение знаниями, развитие пытливости, ума, мышления; физическое воспитание; нравственные; эстетические; трудовые; техническое обучение; развитие творческих способностей и задатков растущей личности (ПОДРОБНО ПО УЧЕБНИКУ).
Гармоничное означает, что все эти стороны должны развиваться одновременно и в тесной взаимосвязи между собой.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.