Следовательно, чтобы овладеть учебным материалом ученик должен осуществить систему учебно-познавательных действий включающих в себя:
- восприятие знаний
- первичное и последующее их осмысление
- запоминание теории
- упражнения к применению на практике
- повторение, обобщение и систематизация ЗУН
(1) Усвоение теории начинается с её восприятия, которое осуществляется учащимися с помощью органов чувств.
Восприятие – отражение в сознании человека ощущаемых с помощью органов чувств внешних свойств, качеств и признаков изучаемого процесса или явления.
Результатом восприятия предмета или явления является формирование представлений о нём.
Представление – низшая форма знания. Это зафиксированный в сознании человека внешний образ отражающий несущественные свойства и признаки изучаемого процесса или явления.
Для того, чтобы раскрыть сущность изучаемого процесса или явления нужно проделать специальную мыслительную операцию включающую в себя анализ, синтез, логическую группировку, установление причинно-следственных связей. Результатом которой является глубинное понимание этого явления и формирование понятий.
Понятие – высшая форма научного познания в которой раскрывается сущность познавательных явлений и предметов и которая выражается в виде правил, законов, выводов и теоретических обобщений.
Осмысление бывает первичное (когда ученик в первый раз обращается к восприятию и изучению изучаемого материала) и последующее (когда учитель организует закрепление новой темы путём беседы, работы с учебником )
Учебный материал нужно не только понимать, но и знать т.е. сохранять в памяти и уметь воспроизводить. Средством запоминания теории является её повторение или воспроизведение.
Воспроизведение бывает активным и пассивным. При пассивном запоминании ученик не напрягая воли и не концентрируя произвольного внимания усваивает только то, что уже учил раньше.
Лучшим средством запоминания теории является её активное воспроизведение, включая в себя следующие приёмы:
1. пересказ по частям, целиком вслух и про себя
2. составление плана
3. устное или письменное составление тезисов
4. ответы на вопросы для самоконтроля и продумывание собственных примеров
В зависимости от временных рамок усвоения теории запоминание бывает во первых: концентрированное, которое заключается в одноэтапном воспроизведении и изучении учебного материала после которого наступает быстрое забывание поскольку знания переходят в оперативную память. И во вторых: рассредоточенное запоминание при котором усвоение теории происходит в несколько этапов в течении некоторого времени.
(2) Применение теории на практике и выработка соответствующих практических умений и навыков требует организации специальных тренировочных действий – упражнений, их использование связано с рядом трудностей:
1. ученики более успешно усваивают теорию, но испытывают трудности при перенесении общего смысла усвоенного правила закона или вывода на конкретную практическую ситуацию. Поскольку всё общее проявляется в большом многообразии конкретного и частного.
2. каждый ребёнок имеет свой темп развития, свои специфические способности, темп психического и интеллектуального развития.
Поэтому преступать к тренировочным упражнениям нужно только после хорошего овладения теорией; необходимо усиливать тренировочную деятельность учиться; доходчиво разъяснять им способ выполнения практических действий.
(3) Повторение, систематизация и углубление ЗУН.
Этот этап обучения крайне важен, поскольку сущность изучаемого явления нельзя раскрыть во всём многообразии его смысловых оттенков в результате однократного изучения. Необходимо многократно к его повторению, чтобы предотвратить забывание и осуществить рассредоточение, усвоение.
Повторять надо каждую тему и каждый раздел; приучать учиться к активному воспроизведению; обязательно обеспечивать работу на дом.
4. Традиционные и современные принципы обучения.
Принципы обучения – это исходные теоретические положения определяющие деятельность учителя и характер образовательной деятельности учащихся.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.