Под методом упражнений понимается многократное повторение действий и поступков учащихся с целью образования у них необходимых навыков и привычек поведения. С физиологической точки зрения навыки и привычки поведения представляют собой результат повторения и закрепления определённого образа действий, определённых нервных связей м/у организмом и внешней средой т.е. условные рефлексы. С психологической точки зрения формирование навыков и прив. поведения связано с повторением одних и тех же психологических переживаний.
Приёмы организации
1) постановка воспитательной задачи по выработке соответствующих навыков и привычек поведения
2) разъяснение способов деятельности
3) практический показ этих способов, действий
4) первоначальное воспроизведение показанных образцов
5) последовательная тренировочная деятельность
6) предъявление требований к учащимся по соблюдению правил поведения
7) контроль за поведением
4.Назначение и сущность вспомогательных методов воспитания. Комплексное использование методов воспитания.
Одобрение – признание, положительная оценка поведения или качеств учащегося со стороны педагога или коллектива товарищей выражаемые публично или в личной форме (похвала, награждение книгой, благодарность родителям, помещение фото на доску почёта)
Осуждение – неодобрение, порицание и отрицательная оценка действий и поступков ученика противоречащих нормам и правилам поведения ( замечание, выговор, вызов на педсовет, приглашение родителей в школу, перевод в др. школу и т.д)
Психологической основой этих методов являются те внутренние противоречия и переживания, которые вызывают у учащихся при применении:
- одобрение вызывает чувство радости и стимулирует ученика к дальнейшему совершенствованию своего поведения
- осуждение вызывает противоположные действия: чувство раскаяния и стремление к преодолению допущенных недостатков.
Методы одобрения и осуждения только тогда достигают цели, когда при их использовании учитываются особенности характера учащегося, общественное мнение коллектива класса, когда одобрение и осуждение сопровождаются анализом моральной стороны совершаемых детьми поступков, необходимо соблюдать меру при использовании этих методов. В частности в младших классах метод одобрения используется чаще, а в старших классах за наиболее яркие поступки.
Случается так что школьники увлекаются каким-то делом, напр. компьютер, азартные игры или же вовлекаются в деятельность асоциального характера: проституция, наркомания и т.д., и совершают поступки, которые наносят вред самим и окружающим. В этих случаях применение всех вышеназванных методов воспитания малоэффективно. Гораздо больший педагогический эффект может привести комплексное использование методов требования, контроля за поведением и переключение на др. виды деятельности.
Требование – такой метод воспитания, который выражается в непосредственном побуждении учащихся к тем или иным поступкам или действиям, которые направлены на улучшение их поведения.
Средствами метода требования является просьба, тактичное замечание, распоряжение, различные указания.
По своей форме требования бывают:
- прямые (указание, приказ)
- косвенные (совет, намёк, просьба)
Требования также бывают непосредственные, когда они напрямую обращены к детям и опосредованные, когда у детей вызываются последующие требования к своим товарищам. Формой коллективного требования также является общественное мнение.
Применение требования эффективно при след. условиях:
1) требования должны быть выполнимы
2) предъявленное требование должно быть выполнено (контроль)
3) в требованиях педагогов и родителей должно соблюдаться единство
4) требование педагога должны поддерживаться коллективом учащихся
Метод переключения выражается в переводе внимания, интереса и устремления учащегося, на положительные виды деятельности, если у них обнаруживаются не здоровые увлечения и т.о. создаются новые психологические переживания и установки. Т.е. психологической основой этого метода является создание новых психологических переживаний и установок, как побудительных мотивов изменения их деятельности и поступков.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.