Ответы на экзаменационные вопросы по дисциплине "Педагогика" (Социальная функция педагогики, Средства и методы (методика) формирования детского воспитательного коллектива), страница 17

3) Цели воспитательные формирование у учащихся мировоззренческих и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.

Цели обучения придают осмысленность и направленность работе учителя. Активизируют познавательную деятельность учащихся и концентрируют их усилия на достижение конкретных учебных результатов.

(2) овладение изучаемым материалом и развитие учащихся происходит только тогда, когда, побуждаемые потребностями в учении они проявляют высокую, учебно-   познавательную активность.

Психолог и педагог Занков писал, что всестороннее развитие и духовное совершенство не могут быть достигнуты по принуждению. Подлинное духовное богатство- складывается только тогда когда человек сам тянется к науке, искусству.

А философ Б. Паскаль утверждал, что ученик это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь. Этот факел или стимулами являются потребности, мотивы и интерес.

А движущей силой  учения (по Данилову) является переживание учеником внутренних противоречий  м/у знанием и незнанием, м/у возникающими у них познавательными вопросами и проблемами и недостаткам научных знаний для этого.

Факторы стимулирующие познавательную активность учащихся, формирование у них потребностей и мотивов учения.

1) Личность учителя, его эрудиция, мастерство

2) Доброжелательные отношения и высокая педагогическая требовательность

3) Радость достигаемых успехов в овладении знаниями

4) Создание проблемных ситуаций, постановка познавательных вопросов и задач

5) Использование средств наглядности

6) Побуждение учащихся к анализу излагаемых фактов

(3) При подготовке к каждому учебному занятию учитель руководствуясь учебными программами, учебниками и учебными пособиями определяет:

1) объём теоретических положений, которыми необходимо овладеть учащимися, конкретизируя их и выделяет ведущие, связывающие новую тему с ранее изученным материалом.

2)  систему практических умений и навыков, которые нужно выработать у учащихся.

3) те мировоззренческие и нравственнр-эстетические идеи, которые содержаться в учебном материале и способствуют формированию научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры.

4)  при необходимости обновления теоретического материала в учебнике, вводит новые факты или делает соответствующие теоретические обобщения.

5)  если материал слишком объёмный, структурирует его для более сжатого изложения.

(5) эмоциональность обучения обозначает такой характер организации учебной работы при котором у учащихся формируется интерес к учению и внутренне стремление к учебно-познавательной активности, что одновременно стимулирует волевую направленность учебной деятельности учащихся.

Придать обучению эмоционально-волевой характер – это значит:

1)сформировать у учащихся потребностно-мотивационную сферу

2)использовать педагогические технологии обучения на основе активизации и интенсификации учебной деятельности учащихся (игра, проблемы обучения, и т.д.), интерактивные технологии и т.д.

3)использовать специальные приёмы стимулирования активности учащихся

4)осуществлять регулярный поурочный контроль

(6) Включает анализ поставленных целей и соотнесение их с результатом, во вторых избегание однообразия в организации учебной деятельности и методов обучения. В третьих это рациональное определение объёма и степени сложности материала. В четвёртых- контроль учебной работы учащихся; побуждение учащихся к самоконтролю.

(7) оценочно-результативный компонент обучения.

Цели:

-получение обратной связи в учении (отмечаем успехи и недостатки)

-побуждение учащегося к самооценке результатов

-стимулирование учебно-познавательной деятельности учащихся

3. Операционно-деятельностный компонент обучения и его роль в усвоении учебного материала. 

В обучении выделяют 3 основных этапа:

1)  Усвоение теоретического материала, которое осуществляется путём его:

-восприятия

-осмысления

-запоминания

2)  Применение теории на практике и выработка соответствующих практических умений    и навыков путём организации упражнений

3)  Повторение, закрепление и обобщение ЗУН