Поскольку обучение является частью целостного педагогического процесса, ему присущи 8 общих принципов целостного педагогического процесса. Но поскольку обучение имеет своей главной целью овладение учащимися ЗУН ему присущи свои специфические принципы:
- принцип научности обучения
- проблемности обучения
- доступности обучения
- наглядности обучения
- активности и сознательности учащихся в процессе обучения
- систематичности и последовательности обучения
- прочности обучения
- единства обучающих, развивающих и воспитательных функций обучения
Эти принципы сформулированы классикой педагогической науки, поэтому они носят название классических или традиционных принципов обучения (см. 185-195)
В 80х годах 20ст. педагогами новаторами и дидакторами новаторами были сформулированы современные принципы обучения. К их числу относят:
1) принцип обучения на высоком уровне трудности
2) принцип развивающего обучения: наука развивается быстрыми темпами и многие знания предложенные для школьного обучения быстро устаревают.
Поэтому главная задача школы состоит не столько чтобы дать знания применение которых в будущем не актуально, сколько в том, чтобы развить интеллектуальные способности учащихся, сформировать у них культуру учебного труда и выработать стремление к самостоятельному получению знаний, работе с научной литературой т.е. к самообразованию.
3) принцип успеха и оптимизма обучения
4) принцип опоры – использование опорных конспектов, символов, плакатов, схем облегчающих процесс усвоения уч. материала.
Теория обучения и активизации познавательной деятельности учащихся
1. Понятие о методах, приёмах и технологиях обучения. Классификация методов обучения.
Метод – ( лат. – способ, путь к достижению цели) – под методами обучения следует понимать способы обучающей работы учителя и определяемой ими способы учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач направленных на овладение изучаемого материала.
Каждый метод обучения состоит из ряда дидактических приёмов.
Приём – составная часть или отдельная сторона метода обучения.
Напр. метод упражнения состоит из ряда дидактических приёмов.
1. определение цели и разъяснение способов выполнения
2. показ учителем образца выполнения
3. первоначальное воспроизведение учениками показанного учителем образца
4. самостоятельная тренировочная деятельность учащихся
5. контроль и проверка результатов выполненных действий
В 20е гг. применялось два метода обучения:
1) метод готовых знаний
2) исследовательский метод
В сер. 20в. учёные Голанд, Лордкипанидзе предложили классифицировать методы обучения в зависимости от источника получения знаний учащимися (слово, наглядность или практическая деятельность)
В результате сложилась система методов обучения включающая 3 группы:
-- словесные методы обучения (рассказ, беседа, объяснение, дискуссия, лекция, работа с учебником)
-- наглядное методы обучения (метод иллюстрации, демонстрации, наблюдения)
-- практические методы (упражнения, лабораторные работы, практические работы)
В 70х г. 20ст. учёные Лернер и Скаткин предложили свою классификацию методов обучения исходя из характера познавательной деятельности учащихся.
1) объяснительно-иллюстративный метод – сообщение знаний и организация усвоения их учащимися
2) репродуктивный метод – формирование умений и навыков использования и применения полученных знаний по заданному образцу
3) методы проблемного изложения знаний – раскрытие в изучаемом материале различных проблем и показ способов их решения
4) Частично-поисковые методы - постепенная подготовка учащихся к самостоятельной постановке и решения проблем.
5) исследовательские методы – обеспечение организации поисковой творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем.
В это же время дидакты Данилов и Есипов предложили классифицировать все методы обучения на 3 группы в зависимости от тех дидактических задач, которые решаются в процессе обучения.
1) методы изложения знаний учителем
2) методы закрепления знаний и выработка практических УН
3) методы проверки и оценки ЗУН
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.