5. В процессе воспитания нужно выявлять и опираться на положительные качества личности;
6. Нужно учитывать возрастные и индивидуальные особенности растущей личности;
7. Воспитание должно осуществляться в коллективе и через коллектив;
8. В процессе воспитания нужно добиваться единства и согласованности воспитательных усилий семьи, школы и общественных организаций.
Поскольку эти закономерности достаточно обстоятельно разработаны и обоснованны теоретически, их эффективность подтверждена педагогической практикой, они являются и принципами педагогического процесса (воспитание в мировом смысле).
Принципы воспитания – руководящие идеи и нормативные требования, предъявляемые к организации и проведению педагогического процесса.
4. Сущность, психолого-педагогическая основа и пути реализации общих принципов воспитания.
1. Воспитание – это организация разнообразной деятельности, формируемой личности. Психолого-педагогической основой этой закономерности является идея о том, что человек развивается и формируется как личность путем распредмечивания общественного опыта, которое требует включения этой личности в разнообразную деятельность, направленную на овладение различными компонентами этого опыта.
Поскольку целью воспитания является формирование всесторонне и гармонично развитой личности, детей надо включать в различные виды деятельности: учебно-познавательную, игровую, художественную, эстетическую, общественно-полезную, трудовую, физкультурно-оздоровительную, морально-познавательную и т.д.
2. Воспитание есть стимулирование активности формируемой личности в организуемой деятельности.
Если человек участвует в организуемой педагогом деятельности без желания, без умственного, эмоционального или физического напряжения, то эта деятельность практически не развивает его, а может наоборот вызвать отвращение к спорту, труду, и т.д.
Иначе говоря, человека нельзя «сделать» вылепить как продукт, но можно обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность.
С психологической точки зрения, механизмом любой активности являются переживание человеком внутренних противоречий между достигнутым или желаемым уровнем развития.
Стимулировать активность ребенка это значит «поместить» его в такую ситуацию, в которой он пережил бы подобные противоречия, которые побудили бы его к работе над собой.
Стимулы активности – потребности, мотивы, интерес
2 раздел. Дидактика
Теория и методика обучения
1. Обучение как процесс личностного развития учащегося
Понятие Д. происходит от didasko – изучающий, и didacticos –поучающий.
Д. как термин обучения впервые появился в нач. 17в. Нем. Педагог В. Ратке в 1613г. Прочитал курс лекций под названием Д. или искусство преподования. Там же он дал научное определение Д. как научной дисциплины исследующей теоретич. и методич. Основы организации обучения.
Фундаментальную разработку Д. осуществил Ян Амос Коменский в своём труде “Великая дидактика” (1632-1657). Д. он определил как всеобщее искусство всех обучать всему.
В современной трактовке Д. определяется как педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм.
Швейцарский педагог Г. Песталоций стал основоположником теории и методики начального обучения. Он разработал систему элементарного обучения путём овладения простейшими Эл-ми знания (числом, словом, формой) и перенёс центр тяжести обучения с книг и слов учителя на доступной для восприятия и наблюдения материал.
И. Гербарт определил главную задачу обучения – умственное развитие учащихся па основе их позноват-го интереса, который явл-ся и средством и целью обучения.
Основой теории развивающего обучения внёс в мировую педагогику А. Дистервег, которую он сформулировал в виде дидактических правил.
К.Д. Ушинский развивал общепедагогические и дидактические идеи на основе антропологич. подхода.
Знаменитый след в теории и практике обучения в нач. 20в. Оставили: Д.Дьюи (идея развития у учащихся интеллектуальных способностей); Н.Беннет ( характеристика стилей преподавания); Ч.Куписевич и В.Оконь (проблемное обучение, программированное обучение и педагогическое управление образованием)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.