Под контролем понимается такой метод воспитания, который выражается в повседневном наблюдении за деятельностью и поведением учащихся с целью побуждения их к соблюдению установленных норм и правил поведения, а также к выполнению предъявляемых требований.
Средствами контроля является повседневное наблюдение за поведением и работой учащихся, индивидуальные беседы с учащимися по вопросам нарушения порядка и дисциплины.
5. Формы организации воспитательной работы в школе.
В качестве форм воспитания выступает форма организации учебно-познавательной деятельности, а также вне учебной деятельности и общения учащихся.
Формы воспитательной работы более многообразны, чем формы учебной работы, т.к. основы их методики и содержания часто заимствуются из популярных игр, радио и ТВ передач (огонёк, КВН, Что Где Когда и т.д.). Существует множество классификаций форм воспитательной работы. Наиболее приемлемыми из них являются классификации:
1) В зависимости от количества участников воспитательного мероприятия (индивидуальные, групповые, коллективные)
2) В зависимости от используемых средств и методов воспитания ( словесные, наглядные, практические)
в общем виде все формы воспитательной работы в школе можно объединить в следующие группы:
1) Воспитательные мероприятия, имеющие своей целью организацию непосредственного воспитательного воздействия на учащихся
2) Коллективные творческие дела, в основу которых положено общественное событие или события коллективной жизни.
3) Воспитательные игры.
Наиболее распространёнными формами организации воспитательного процесса в школе является: классный час, информационный час, ученическое собрание.
Современные концепции и технологии воспитания
1. Понятие педагогических технологий воспитания. Классификация современных воспитательных технологий.
В современной практике воспитания происходит смешение понятий методика воспитания и технология воспитания. Методикой воспитания принято называть процедуру использования комплекса методов и приёмов по достижению поставленных целей, а технологию определяют как систему методов, приёмов и средств, применяемых в соответствии с конкретной педагогической парадигмой соответствующей ей логикой и принципами действия педагога. Напр. говорят о методике воспитания, культуры речи ребёнка, а в технологии употребляют понятие речевого тренинга или речевого общения.
Педагогическая технология воспитания (Н.Е. Щукова) – набор различных приёмов педагогического воздействия как естественного и гармоничного поведения педагога на уровне его высокой духовности и психолого-педагогического понимания воспитательной ситуации. Концепция воспитания детей и учащейся молодёжи РБ технология воспитания рассматривается в широком и узком смысле.
В широком – как система последовательного развёртывания педагогического мышления и педагогической деятельности направленных на достижение поставленной воспитательной цели.
В узком смысле - как проявление мастерства конкретного педагога в реализации им оптимальных средств, методов и форм воздействия на развитие личности в конкретной ситуации.
В качестве основной концепции воспитания детей и учащейся молодёжи в РБ названа гуманистическая технология воспитания. Основными чертами которой являются след. составляющие:
1) учёт актуальных потребностей детей разного возраста
2) позитивное восприятие ребёнка педагогом
3) воспитание без принуждения. без физического и психического насилия
4) психолого-педагогическая поддержка воспитанника (помощь в индивидуальном развитии и саморазвитии его личности, доверие ребёнку, принятие его таким каков он есть, поддержка в сложных жизненных ситуациях)
5) обращение личности к самой себе
6) свобода и творчество развивающей личности
7) использование воспитательных ситуаций и игровых технологий как основных форм воспитания.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.