Формирование и развитие личностных качеств носит интегративный характер. Это значит, что процесс выработки того или иного личностного качества начинается с формирования простых элементов и черт поведения, которые в дальнейшем усложняются, переплетаются и сочетаются между собой, выступают как устойчивые, став потребностью, чувством и поведением, то есть приобретают устойчивый характер.
Следует иметь ввиду явление генерализации (распространения) влияния одного качества на формирование другого отношения
Суть – закрепление и упрочнение одного качества и положительного свойства, оказывающего позитивное влияние на другие стороны развития личности.
Методы, средства и формы воспитания
Понятие метод, средство и форма воспитания, их особенности и взаимообусловленность.
Под методами воспитания следует понимать специфические способы и приемы воспитательной работы, которые используются в процессе организации разнообразной деятельности учащихся для формирования у них таких качеств личности, как потребностно-мотивационная сфера, сознание, взгляды, убеждения, навыки, и привычки поведения, а также для их коррекции и совершенствования.
Прием воспитания – частное проявление метода воспитания, приемы воспитания входят в структуру методов воспитания и подчиняются им, направлены на создание эмоционального настроя с помощью музыки в процессе проведения художественно-эстетической беседы или обращения к ученику на Вы, когда учитель делает ему замечание.
От методов воспитания следует отличать средства воспитания
Воспитание личности осуществляется в деятельности и общении. При этом проявляется активность учащихся, формирование и реализация потребностей и мотивы их поведения.
Воспитание личности осуществляется в деятельности и в общении, при этом проявляется активность учащихся, формируются и реализуются потребности и мотивы их поведения.
В отечественной педагогике первым высказал мысль о деятельности как средстве воспитания Ушинский. Он писал, что в качестве средств воспитания нужно использовать «4 деятеля» влияющих на сознание и поведение учащихся. Такими деятелями являются игра-учение, общение и труд.
Т.о. под средствами восприятия следует понимать учебно-познавательную и различные виды вне учебной деятельности (общение, экскурсии, вечера, конкурсы) , а так же наглядные пособия, которые используются в процессе применения того или иного метода обучения. Напр.средствами метода убеждения являются разъяснительные беседы, диспуты и т.д. Средствами метода упражнения является организация познавательной трудовой и художественно-эстетической деятельности.
Методы и средства воспитания получают свою конструкционную и логическую завершённость в организационных формах. Методы отражают внутреннюю содержательно-инструментальную сторону воспитания.
Форма воспитания – внешняя сторона процесса воспитания, которая характеризуется пространственным и временным режимом, оригинальностью конструкции, последовательностью этапов, определённым содержанием и функциональной спецификой.
В качестве форм организации воспитания выступают формы организации учебно - познавательной, а также вне учебной деятельности общения школьников.
2. Классификация современных методов воспитания и их гуманистическая направленность.
Гуманистическая педагогика зародилась в 20-30х гг прошлого века. Её автор Н.К. Крупская, Шатский, Бронкский, А.С.Макаренко и др. выступали за уважительное, гуманное отношение к детям, за развитие их сознательности, активности, здоровой инициативы и самодеятельности. Отличительной чертой этой теории является то, что воспитание рассматривается не как средство воздействия на формирующуюся личность, а как разумная и содержательная организация их жизни и разнообразной деятельности.
Ориентация воспитывающей деятельности на личность, сегодня выдвинула на первый план методы: интерактивные, диалоговые и методы педагогических ситуаций. Учебные дебаты, экспресс тренинги ролевые игры, сократовские беседы, правовые виктории, гражданские формы и др. инновационные методы проведения воспитательной работы позволяют уйти от авторитарного по характеру и знаниевого по направленности подхода к организации воспитательного процесса и реализовать на практике парадигму гуманистического личностно- ориентированного воспитания.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.