Назначение элементов структурной схемы объёмного гидропривода. Объёмный и массовый расход масла в гидропередаче. Давление и его единицы. Классификация давлений в гидропередачах. Устройство и геометрические характеристики гидроцилиндра. Алгоритм выбора гидроцилиндра для привода рабочего органа поворотного действия, страница 7

Большинство ныне применяемых МГизготовлено на основе масел, содержащихся в нефти. От 85 до 98 % объёма таких МГ составляет так называемое базовое масло, которое получают перегонкой нефти.

Затем в базовое масло добавляют специальные вещества (присадки), улучшающие вязкостные, противозадирные, моющие, диспергирующие, антикоррозионные, антиокислительные и антипенные свойства.

Созданы и находят применение синтетические МГ. Ведутся работы по созданию универсальных масел, пригодных как для гидропередач, так и для трансмиссий и двигателей внутреннего сгорания.

Вязкость– важнейшее эксплуатационное свойство МГ. Вязкость обнаруживается при относительном движении слоёв МГ и является следствием наличия в МГ сил внутреннего трения.

Рассмотрим взаимодействие двух элементарных слоёв МГ, движущихся с различной скоростью.

Рис.9.1. Касательное напряжениеt на границе слоёв масла, движущегося с различной скоростью

На рис. 9.1 показаны два элементарных слоя масла. Расстояние между слоями dy, разность их скоростей du. Величину du/dy называют градиентом скорости; она характеризует интенсивность изменения скорости по поперечному сечению. Между слоями, движущимися с разной скоростью, возникает сила трения. Удельная сила трения или касательное напряжение τ на границе  слоёв пропорциональна градиенту скорости du/dy:

t = nrdu/dy,(9.5)

где nкоэффициент пропорциональности, получивший название кинематическая вязкость.Единица кинематической вязкости: м2/с. Используются также единицы: Ст – стокс;   сСт -  сантистокс; 1 сСт = 0,01 Ст = 10–6 м2/с = 1 мм2/с.

Величину μ = nρ называют динамической вязкостью. Единицы этой величины: паскаль-секунда (Па·с), миллипаскаль-секунда (мПа·с).

Вязкостьзависит от химического состава и строения входящих в МГ углеводородов, наличия специальных присадок, а также от давления и температуры.

С повышением давления от 0,1 до 40 МПа при Т  = + 50 °С  вязкость масел  увеличивается в 1,6 – 2,3 раза. По этой причине вязкость масла в напорном трубопроводе существенно больше, чем во всасывающем и сливном.

При понижении температуры от плюс 70 до минус 30°С  вязкость многих сортов масел увеличивается в сотни раз. Увеличение вязкости повышает затраты энергии на прокачивание МГ через трубопроводы и клапаны, ухудшает заполнение рабочих камер насосов. Максимально допустимая вязкость МГ для аксиально-поршневых насосов ≈ 1600 мм2/с. Для некоторых типов насосов ≈ 800 мм2/с. 

Уменьшение вязкости увеличивает утечки МГ через зазоры, уменьшает прочность смазывающей плёнки между деталями. Минимально допустимая кинематическая вязкость МГ в гидропередачах  от 8 до 12 мм2/с.

10. Вязкостно-температурная характеристика и её использование для определения  температурного диапазона применения гидравлического масла (МГ). Кавитация МГ в элементах объёмных гидропередач – определение понятия, причины возникновения, последствия, способы исключения.

Индекс вязкости гидравлического масла.

Масло тем лучше по вязкостно-температурным свойствам, чем меньше изменяется его вязкость ν при изменении температуры Т.  Характеристика этого свойства названа индексом вязкости (ИВ). Несколько упрощая определение этого понятия, можно сказать, что ИВ  характеризует крутизну линии ν = f(T). Численные значения ИВ: ≈ 90…110  - у сезонных МГ;  ≥ 140 … 160  - у всесезонных МГ.                 

Чем положе линия  ν = f(T), тем шире температурный диапазон применения масла, тем больше его индекс вязкости. Не путать индекс вязкости ИВ с вязкостью n.

Рис.9.3. Сравнение температурных диапазонов применения  МГ с различными значениями ИВ

На рис. 9.3 изображены примерные графики ν = f(T) для трёх МГ – летнего с ИВ = 100, зимнего с ИВ = 100 и всесезонного с ИВ = 160. Минимальная температура применения такого всесезонного МГ ниже минимальной для зимнего масла, а максимальная – выше максимальной для летнего МГ. Т.е. температурный диапазон ∆Тв применения этого всесезонного масла  перекрывает диапазоны для летнего Тли зимнего Тзмасел.