Назначение элементов структурной схемы объёмного гидропривода. Объёмный и массовый расход масла в гидропередаче. Давление и его единицы. Классификация давлений в гидропередачах. Устройство и геометрические характеристики гидроцилиндра. Алгоритм выбора гидроцилиндра для привода рабочего органа поворотного действия, страница 24

Назначениепередача и увеличение (трансформация) вращающего момента, автоматическое уменьшение скорости турбинного колеса при увеличении нагрузки, защита двигателя от перегрузки.

Гидротрансформатор (ГТ) имеет как минимум три колеса с криволинейными лопатками (рис. 14.7):     1 — насосное колесо, соединенное с ведущим валом 6; 2 — турбинное колесо, соединенное с ведомым валом 7; 3 — направляющее или реакторное колесо (реактор).

Колесо 3 неподвижно при больших нагрузках на валу 7 и вращается вместе с турбинным колесом при малых нагрузках. Это обеспечивает  обгонная муфта 5, соединяющая реактор 3 с неподвижным корпусом 4 при больших нагрузках. Трансформатор с обгонной муфтой называют комплексным. Он работает в режиме трансформатора при больших и в режиме муфты при малых нагрузках.

21-6

Рис. 14.7.Гидродинамический трансформатор

Межлопаточное пространство колёс 1, 2, 3 заполнено гидравлическим маслом. Предусмотрена система охлаждения масла – насос Н1 и охладитель АТ.

 Рис. 14.8. Скорости масла на переходах Н — Т, Т — Р  и   Р — Н гидротрансформатора

Обозначим: Н - насосное колесо;                Т - турбинное колесо; Р - реактор; u, u, w - абсолютная, окружная и относительная скорости масла; индексы: 1 - вход в колесо; 2 - выход из колеса.

Колесо Н  лопатками вовлекает масло во вращательное движение. Под действием центробежных сил масло устремляется на периферию, где переходит на лопатки турбины и динамическим (скоростным) давлением создаёт на ней вращающий момент. Отдав турбине часть энергии,  масло через реактор возвращается в насосное колесо.

На рис. 14,8 схематично показаны форма лопаток колёс Н, Т, Р, векторы скоростей масла на входах и выходах колёс,  направления сил и вращающих моментов, с которыми масло действует на колеса. Лопатки насосного колеса загнуты назад по отношению к направлению вращения, а лопатки турбины изогнуты так, чтобы сила давления масла на них была наибольшей.  

Масло, входя на лопатки турбины со скоростью , давит на них, создаёт вращающий момент Тт и заставляет турбину вращаться. Как и в гидромуфте, условием создания вращающего момента при расположении колёс Н — Т — Р является отставание турбинного колеса от насосного, т.е. wт < wн.

На лопатки реактора масло приходит со скоростью , давит на их вогнутые поверхности и создаёт вращающий момент Тр обратного направления по отношению к моменту Тт на колесе Т. Этим моментом обгонная муфта будет замкнута (заклинена) на корпус трансформатора, колесо Р заторможено.                                                                      

Масло идёт через колёса в последовательности Н — Т — Р — Н. Роль реактора Р в том, чтобы развернуть поток в сторону вращения насосного колеса и тем самым уменьшить необходимый на разгон масла вращающий момент Тн. Благодаря этому момент на насосном колесе меньше, чем на турбинном.

В трансформаторе взаимодействуют через масло три колеса. На рис. 14.8 символами Тн, Тт, Тр обозначены вращающие моменты на колёсах Н, Т и Р, созданные силами давления масла Fн, Fт, Fр. В установившемся движении величины Тн, Тт, Тр удовлетворяют условию равновесия: Тн - Тт +Тр= 0, откуда

.                                             (14.4)

Вращающий момент на турбинном колесе больше момента на насосном колесе на величину момента на реакторе. В этом проявляется редуцирующее действие трансформатора — он увеличивает вращающий момент на ведомом валу при одновременном уменьшении его скорости.

Трансформатор может передать возросший момент, если увеличится разность скоростей wнwт. Происходит это автоматически — при увеличении нагрузки на турбинном колесе его скорость уменьшается. При уменьшении нагрузки скорость турбинного колеса увеличивается.