Назначение элементов структурной схемы объёмного гидропривода. Объёмный и массовый расход масла в гидропередаче. Давление и его единицы. Классификация давлений в гидропередачах. Устройство и геометрические характеристики гидроцилиндра. Алгоритм выбора гидроцилиндра для привода рабочего органа поворотного действия, страница 22

Передача энергии турбинному колесу и создание на нём вращающего момента возможны, если масло при взаимодействии с лопатками этого колеса теряет часть своей абсолютной скорости, т.е. если u >u. Это происходит, если u<u, т.е. при wт< wн. Чем больше разности скоростей  и , тем больше сила давления масла на лопатки турбины и тем больше вращающий момент.

При уменьшении нагрузки на турбинном колесе его скорость увеличивается. В случае нулевой нагрузки турбинное и насосное колёса вращаются с одинаковой скоростью, масло с лопаток насосного на лопатки турбинного колеса не переходит.

Необходимым условием передачи вращающего момента гидромуфтойявляется отставание турбинного колеса от насосного, т.е.wт<wн.Если турбинное колесо остановить (застопорить) внешней нагрузкой, то вращающий момент на нём достигнет максимального значения.

Поскольку в замкнутом пространстве гидромуфты взаимодействуют через масло два тела (два колеса), то очевидно, что вращающие моменты на насосном и турбинном колесах одинаковы (Тн = Тт ).

Итак, характерные особенности работы гидромуфты:

- вращающий  момент на  турбинном колесе создаётся, если скорость wт турбинного колеса меньше скорости  wн насосного;

- вращающий момент на турбинном колесе достигает максимума при wт= 0;

- вращающие моменты на колёсах одинаковы ( Тн = Тт).

Гидродинамическая муфта асинхронна – скорости ведущего (насосного) и ведомого (турбинного) колёс различны. Скорость ведомого колеса автоматически уменьшается с увеличением нагрузки и наоборот.

Характеристики гидродинамической муфты

Передаточное отношение.Поскольку гидромуфта асинхронна, для неё применимо понятие передаточное отношение. Традиционно в механике передаточное отношение определяют как отношение скорости ведущего звена к скорости ведомого. Для гидромуфт, у которых ведомое звено может иметь нулевую скорость, принято определять передаточное как отношение скорости ведомого звена  к скорости ведущего. Передаточное отношение гидромуфты:

i = ωт/ωн.                                                                       (14.1)

Величина i изменяется от нуля (турбина остановлена вследствие перегрузки, wт = 0) до единицы (на турбине нет нагрузки, wт = wн), т.е. 0 £i£1.

КПД гидромуфты:          ,                                            (14.2)

где РТ – мощность на валу турбинного колеса; Рн – мощность на валу насосного колеса.

Ниже будет показано, что равенство η = 1 справедливо при 0 ≤ i  ≤ 0,95.

Вращающий момент на насосном колесе. Как показано в главе 13, вращающий момент Тн на колесе лопастного насоса пропорционален величине комплекса . В качестве безразмерного коэффициента пропорциональности принят коэффициент вращающего момента l:

,                                           (14.3)

где D2н — наибольший диаметр насосного колеса гидромуфты.

Величина λ зависит от нагрузки на турбинном колесе Тт и передаточного отношения i. Максимальное значение величины l бывает при wт = 0 и находится в пределах от 1×10-3  до 5×10-3 .

Характеристики гидромуфты Тн = f(i) и h = f(i) при wн = const имеют примерный вид, изображенный на рис. 14.4. При i > 0,95 КПД резко уменьшается и при i = 1 становится равным нулю. Это объясняется тем, что в диапазоне малых нагрузок полезная мощность на турбинном колесе стремятся к нулю, а мощность на насосном колесе уменьшается до некоторой малой, но конечной величины, расходуемой на преодоление сил трения в подшипниках и других местах муфты.

Поскольку вращающий момент Тн  (см. формулу 14.3)) зависит от квадрата скорости wн, а коэффициент λ зависит от передаточного отношения i, то заводы-изготовители приводят более информативную и универсальную характеристику муфты в виде зависимостей между её безразмерными параметрами:  l = f(i) и η = f(i)  (рис. 14.5). Это  позволяет рассчитать значения Тн при любых сочетаниях значений i и wн. Очень важно при этом знать важное свойство подобных гидромуфт - их характеристики l = f(i) и h = f(i) одинаковы. Понятие о подобии муфт будет рассмотрено  ниже.