Историческая литургика. Христианское богослужение конца II-III веков, страница 8

Больше никаких обязанностей у евреев нет. Священнослужители совершают службу, а еврей должен три раза в год явиться в храм, носить кисти и читать Шема. Когда говорится о заповеди читать утром и вечером Шема (“Слушай, Израиль”), объявлено было, что нужно написать эти слова на руке, на лбу и на косяке двери. И действительно, эти надписи в коробочке, “хранилища”, евреи носят на руке и на лбу. Хранилища имеют довольно сложное устройство, и там должны лежать эти слова.

Как дальше изменяется иудейский культ? После постройки первого храма Соломонова возникает обычай предстояния. В службе принимают участие не только коэны (священники), но и евреи из других колен. Коэны, левиты и исраилиты были разделены на стражи, которые ежедневно участвовали в службах, по чередам. Священники приносили жертву, левиты пели, а исраилиты присутствовали от лица всего народа.

По преданию, во времена Моисея таких страж было восемь. А из 1-й книги Паралипоменон видно, что во времена Давида страж становится 24. В одну из таких страж Захария, отец Иоанна Предтечи,  как раз приносил жертву. Стражи каждый день чередовались. В связи с этими стражами возникает первое общественное внехрамовое иудейское богослужение — ...... , молитвенное стояние жителей тех городов, чьи представители ушли присутствовать в  храме. Возможно, тогда же начали формироваться некоторые иудейские молитвы.

Следующий этап развития культа — эпоха после Вавилонского пленения. Первый храм был разрушен, евреи депортированы в Вавилон, а потом вернулись. Строится второй храм, и тут очень важную роль играет книжник Ездра. В эпоху Ездры (IV в. до н.э.) происходит великое собрание всех тогдашних книжников. Они восстанавливают храм и очень жестко регламентируют храмовое богослужение, гораздо жестче, чем оно было регламентировано при Давиде и Соломоне. Также регламентируют и частную молитву. Очень важным является постановление о ............, молитве, о которой мы будем говорить. То ли они сами ее написали, то ли зафиксировали как уже существующую в устном предании. А также ежедневное утреннее и вечернее благословение перед Шема. Возможно, они же установили и порядок трапезных молитв.

В эллинистическую эпоху, когда очень многие иудеи оказываются в рассеянии, получают распространение синагоги. Синагога не была храмом —  это было место, где иудеи собирались и читали Тору.  Никакой специальной службы там не совершалось, никаких особенных молитв там не произносилось. Все молитвы произносились либо дома, либо во время храмовой службы, а в синагогах только читали Писание и обсуждали его, какой-нибудь сведущий в Писании человек произносил проповедь. Собирались в синагогах по субботам, а также часто по понедельникам и четвергам.

Господь Иисус Христос в течение Своей земной жизни ходил вместе с апостолами в Иерусалимский храм (а также апостолы после Пятидесятницы), а также посещал местные синагоги. Апостол Павел не только посещал синагоги, но даже был арестован в храме во время какого-то личного жертвоприношения. Вероятнее всего, апостолы продолжали  читать ежедневные обиходные молитвы, которые были установлены великим собранием в IV в. до нашей эры и впоследствии зафиксированы в трактате Мишна. Эти молитвы они знали с детства. Интересно, что даже молитва “Отче наш” не упраздняет обычные молитвы евреев, она очень похожа на них.

Религиозная практика евреев I в. состояла главным образом в частном чтении некоторых молитв — беррахот, сравнительно кратких хвалебных и благодарственных молитв, обычно начинающихся и заканчивающихся благословением Господа, причем вместо слова “Господи” там стоит имя Божие, которое не произносится. Мишна цитирует только начало обиходных обязательных молитв, предполагая, что они всем хорошо знакомы, и  указывает лишь, когда и как их нужно читать. Полный же текст этих молитв был впервые записан полностью около Х в. Самый древний текст еврейских молитв — молитвенник французских евреев Сидур ........... ..... Раньше записывать молитвы просто не позволялось.

По Мишне евреи читали следующие благословения (берахот):