Историческая литургика. Христианское богослужение конца II-III веков, страница 5

Суточный круг богослужения у евреев и первых христиан. Что надо читать по этому вопросу? Ветхий Завет, особенно книги Исход, Левит и Числа. Следующее — Сидур (еврейский молитвослов), он продается в московской хоральной синагоге, а также разнообразные брошюрки типа “Памятка благочестивому еврею”. Из доступных исследований надо назвать статью Дмитриевского “Древнеиудейская синагога и ее богослужебные формы в отношении  христианского храма и ....” (1893 г.); книги Арранца “История Типикона” и “Евхаристия Востока и Запада”. Совсем немного о Евхаристии есть у архимандрита Киприана, но мало. И, наконец, статья Карабинова “Анафора” (Спб., 1908). И, конечно, существует множество западных исследований.

Есть разные точки зрения на проблему влияния иудейских беррахот (от евр. “берраха” — благословение; фактически все молитвы евреев представляют собой разнообразные благословения) на христианские молитвословия. Например, А.М. ..... ский, наш выдающийся литургист,  считает, что такого влияния вообще нет. С другой стороны, западные литургисты, такие как ...., Лежье, Буйе и Михаил Арранц считают, наоборот, что христиане прямо заимствовали из иудейских молитв целые куски. Оба эти взгляда несколько крайние, но на основе анализа источников (напр., 7-й книги Апостольских Постановлений) или анафор испано-мозарабских литургий следует, что такие заимствования действительно были. Надо отличать религию Ветхого Завета и религию времен Христа от современного иудаизма. Современный иудаизм на 80% — предание старцев, против которых предостерегал Господь Иисус Христос. У евреев есть понятия письменная Тора и устная Тора: Ветхий Завет Пятикнижия и все остальные предания, причем устной Торе придается не меньшее значение, чем Пятикнижию Моисееву. Более того, все каббалистические изыскания иудаисты возводят к горе Синай, говоря, что именно там Моисею было дано не только Пятикнижие, но и все остальные постановления, обряды, молитвы и даже каббалистические толкования. Основными книгами, отражающими устную иудейскую традицию, являются Мишна и Талмуд. Целью нашего сегодняшнего исследования будет не современный иудейский культ, а те его древние формы, которые могли повлиять на христианство.

Перейдем к тем установлениям, которые прямо записаны в Библии, выделив самые главные моменты. Одним из основых культовых установлений Ветхого Завета является закон о субботе, о котором говорится уже во 2-й главе книги Бытия. “И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал, и благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые благотворил и созидал”. Именно на это место книги Бытия ссылается книга Исход (4-я заповедь): “Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу Богу твоему. Не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его”.

Второй важный момент культовых постановлений — почитание имени Божия, одна из главных богословских тем иудейской мысли. Как вы помните, это 3-я заповедь закона Моисеева: “Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.”

Следующее очень важное установление — установление обрезания (Книга Бытия, глава 17): “И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их. Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами” (17:9-11).