Историческая литургика. Христианское богослужение конца II-III веков, страница 12

Будничная тафила состоит из 19 берахот. На праздники и субботы читается 7 — три первых, три последних и посредине специальная праздничная. Из исследований по этому предмету вытекает, что первая и последняя бенедикции дошли до нас от времен великого собора (IV в. до н. э.), а вот средние добавлены, или по крайней мере сильно переработаны, во II в. Гамалеилом II вместе с Симоном. Поэтому первые и последние три и входят в состав всех тефил.

Эта амида читается ..... — в собрании десяти совершеннолетних мужчин (т. е. старше 13 лет). Она читается и без ..., но тогда в несколько измененном виде, с определенными опущениями. Молитвы в миньяне и вне миньяна детальным образом различаются. Интересно, что если членов миньяна разделяет какая-нибудь нечистота, то они уже ... .... .... .... Если во время молитвы кто-то из мужчин выходит, и миньян таким образом распадается, то дальше уже читается так, как будто миньяна нет.

1-я бенедикция: “Благословен Ты, Господи Боже наш и Бог отцов наших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, Бог великий, могучий и грозный (у евреев сказано: “сильный и страшный”), Бог всевышний, Который воздает милости ... ... ... .... <очень быстро и невнятно> ...”

“Ты силен .... .... , Ты воскреситель мертвых”.  Современный иудаизм происходит от фарисейства, а фарисеи верили в воскресение мертвых. У евреев есть текст, который называется “13 принципов веры”, и там как раз говорится о вере в воскресение мертвых.

2-я молитва, о Силах: “Господь сил”.

3-я молитва освящения, в Сидуре она встречается в разных редакциях.

Дальше идут средние 12 бенедикций, которые носят просительный характер: 4) о знании, 5) о покаянии, 6) “очисти очи наши, ибо мы согрешили”  (этот интересный момент встречается в  некоторых анафорах, например в литургии ап. Иакова); 7) об искуплении (“воззри на горе наше, ... ... , искупи  нас... ...”); 8) “Ты, Господи, лечи нас”; 9) “Благословенна ... ... , Господи Боже наш, ... ...” — тоже тема, очень характерная для некоторых анафор; 10) “Труби ... ... ... о свободе нашей.... ...”. Если вы вспомните анафору Дидахе, то там повествуется о ...  Анафора вообще тем и характерна, что через Евхаристию христиане собираются воедино в Царстве Мессии. Мы говорили о восходящей и нисходящей эпиклезе, и вот это можно уподобить восходящей эпиклезе;

11) бераха о судии: “Возврати судей наших...”;

12) бераха, о которой мы уже говорили — .... .... <очень быстро и нечетко>

13) о праведных; все это сильно напоминает [интерцессию -?] — ходатайственную часть обыкновенных молитв, которая не сразу появляется в анафоре. Это важный момент, который подтверждает теорию Лежье-Буйе: ходатайства появляются далеко не сразу во всех анафорах;

14) об Иерусалиме — “Росток Давида, раба Твоего, возрасти скоро” — Христос в древних анафорах часто называется отраслью Давида.

15) “Услыши голос наш, Господи Боже наш...”

После 5-й бенедикции добавляется зиккарон (Z) — воспоминание: “Боже наш, .... ... .... .... ... ... ... ... замечены и незабыты ... память о нас ... память об отцах наших”. Интересно, что это не наши воспоминания о чем-то, а это Господь должен вспомнить о нас — об отцах наших, о Мессии, об Иерусалиме и “о всем народе Твоем и доме Израилеве, ибо воспоминание даст нам избавление, ... ... ... любовь, милость и жизнь и мир” — в день настоящего новомесячия или в праздник ..... .... и т.д. “Господи Боже наш, соедини нас добром... .... .... ... .... ... ... .... ... .... ...”

17) благодарение;

18) благословение: ... ... ....

Рассмотрим слова священнического благословения, также буквально заимствованные в некоторых анафорах.

Перед благословением произносится эта молитва: “Боже наш, Боже отцов наших... ...  ... ... которое было написано в Торе руками раба Твоего Моисея и было произносимо устами Аарона и сынов его... ... ” — это благословение есть в Пятикнижии. “Да благословит тебя Господь и хранит тебя. Обратит Господь на тебя светлое лицо Свое и помилует тебя. Да поднимет Господь лицо Свое на тебя и даст тебе мир”.