Историческая литургика. Христианское богослужение конца II-III веков, страница 28

“Эпиклезис в Литургии “Завещания” представляет собой обращение к Св. Троице и прошение о принятии Ею в ... святости предлагаемых даров. “Мы приносим Тебе благодарение, вечная Троице, Господи Иисусе Христе, Господи Отче и Господи Душе Святый. Приими это питие и эту пищу в Твоей святости.” Своеобразие этого эпиклезиса состоит в том, что обращение делается ко всей Святой Троице, а не только к Богу Отцу, и в этом обращении содержится прошение о принятии даров к святости Триединого Божества вместо прошения о наитии на дары Святаго Духа. Основная мысль такого молитвенного обращения предполагает веру в апостольское учение о том, что предлагаемое приношение есть не только священная трапеза, но и дары, т. е. бескровная вечная жертва Богу о всех и за вся”.

Очевидным образом, если мы просим Бога принять дары, это не простые дары, а Тело и Кровь Христовы.... .... .... в эпиклезе, поэтому она ... .... ..... .... Проф. Николай Успенский объясняет эту особенность эпиклезиса “Завещания” возникновением рассматриваемой литургии  в той среде, где был сильно выражен иудео-христианский элемент. Успенский связывает эту мысль о предложении даров Св. Троице с воспоминанием о трапезе, предложенной Авраамом Трем Странникам у дуба Маврийского. “

Отражая апостольское учение о бескровной жертве, эпиклезис “Завещания” не чужд, конечно, и мысли о преложении, ... .... .... .... ....не хлеб и вино, а только  истинное Тело и истинная Кровь Господа Иисуса Христа. Принятие Троицей к Своей святости прелагаемых даров мыслится как акт одновременный, неразрывно связанный с их преложением и освятительным действием Св. Духа. Акт преложения совершается при участии всех Лиц Святой Троицы. Бог Отец освящает дары действием животворящего Духа в соприсутствии Установителя таинства Сына Божия. Единосущие и единство воли Божества делает равнозначащими по смыслу обращения к Богу Отцу, находящиеся в эпиклезисах большинства литургий, и обращение к Св. Троице в эпиклезисе “Завещания”. Очевидное подтверждение сказанного видно в эпиклезе одной из древних галликанских литургий. “Соблюдая сии установления и заповеди Господа, усердно молимся: сподоби принять и освятить сие жертвоприношение, чтобы оно было для нас законной Евхаристией во имя Твое, и Сына Твоего и Духа Святаго, с преложением Тела и Крови Господа Бога нашего Иисуса Христа, Единородного Твоего, через Которого Ты все творишь, сотворенное благословляешь, благословленное освящаешь, освященное подаешь, Боже совершенный в Троице живущий и царствующий во веки веков.” Здесь можно наблюдать, как обращение к Богу Отцу переходит в обращение к Св. Троице, а также видим, что принятие и освящение даров Богом Отцом и Св. Троицей неразрывно связано с преложением этих даров в Тело и Кровь Господа Иисуса Христа, каковое действие .... .... соединялось ... ... Форму эпиклезиса, отражающую учение о бескровной жертве, епископ ... ... ... назвал восходящим эпиклезисом, отличая ее от более обычной для востока формы нисходящего эпиклезиса, содержащего выражение учения о преложении силой и наитием Св. Духа.”

Этот восходящий эпиклезис встречается в целом ряде западных литургий: древнеримской, древнемедиоланской, галликанской и др. В качестве примера приведем эпиклезис древнемедиоланской литургии:

“Мы приносим Тебе сию жертву, сей святый хлеб и сию чашу вечной жизни, и молим и просим: приими сие приношение в Нагорный жертвенник, руками ангелов Твоих, как Ты благоволил принять дары праведного раба Твоего Авеля и жертву патриарха нашего Авраама, и жертву, которую принес Тебе по освящении ... Мелхиседек”.

Восходящая эпиклеза находится в нашей современной литургии. Наше богослужение содержит в себе практически все традиции в той или иной форме. Если внимательно посмотреть на ектению после анафоры, то она как раз содержит .... .... .... — третье прошение ектении после анафоры. Следствием принятия жертвы является дарование Духа. Таким образом восходящая эпиклеза не чужда и восточной литургии.

Перейдем к изучению чина Литургии.