Историческая литургика. Христианское богослужение конца II-III веков, страница 29

Схему литургии нам дают, помимо свидетельства различных отцов, в совершенно ясном виде три памятника: все то же “Апостольское предание”, Testamentum и 2-я книга Апостольских Постановлений (СА).

Ипполит Римский говорит о литургии в двух местах “Апостольского предания”: в одном месте, которое цитировалось выше, говорится о литургии при поставлении нового епископа, в другом — о литургии при крещении. На основе компиляции этих двух литургий воссоздан такой чин:

1) Новокрещенные впервые молятся с верными.

2) Лобзание мира. Все целуют нового епископа, и современный нам возглас “аксиос” соответствовует древней традиции лобзания. В случае же крещения верные целуют новокрещенного.

3) Принесение диаконами хлебов и чаши.

4) Епископ возлагает руки над приношением, благодарит вместе с пресвитерами над хлебом и чашей. Памятник называет это “андитикос” — .... Читается анафора.

5) Епископ преломляет хлеб, раздает каждому его часть и говорит: “Хлеб небесный во Христе Иисусе”.

6) Три чаши раздаются пресвитерами или диаконами. В первой чаше —  Кровь Христова, во второй — молоко, смешанное с медом, в третьей — вода. Причащающиеся пьют три раза из каждой чаши: из первой — во имя Бога Отца, из второй — во имя Господа Иисуса Христа, из третьей — во имя Святаго Духа и святой Церкви. Каждый раз причащающиеся отвечают “аминь”.

Итак, лобзание мира. Вспомним описание крещения у Иустина Философа, где также новокрещенному дается лобзание.  Лобзание мира является важным .... моментом Литургии, оно присутствует на Литургии до сих пор. К сожалению, лобзание мира преподает только священник, но на Пасху лобзание преподают также и верные друг другу.

Характерным для “Апостольского предания” является упоминание молока с медом при Евхаристии. Это, во-первых, остаток от агапы, во-вторых — символ. Ипполит говорит о молоке, когда говорит о крещении. “После молитвы пусть дает им (новокрещенным) лобзание мира, и тогда же диаконы пусть принесут епископу облацию (приношение), и он пусть совершит благодарение над хлебом, являющимся образом, называемом греками “антити...” .... Тела Христова, и над чашей со смешанным вином, .... для ...., которое ... .... Крови, пролитой за всех уверовавших в Него. А молоко, смешанное с медом, символизирует обетование, данное отцам, в котором Он сказал: “Дам вам землю, источающую молоко и мед”, Который и дал Тело Свое, ....... ........ маленьким детям .... .....

Молоко и мед — символ земли обетованной. Позднее этот обычай был осужден. Но Ипполит не говорит, что молоко и мед это антитипа, антитипа — это только хлеб и чаша. Уже в IV в. было осуждено употребление молока и меда за Литургией, об этом говорит 3-е Апостольское Правило: “Если епископ или пресвитер вопреки учреждению Господню о жертве принесет к алтарю ... некоторые вещи, мед или молоко, то да будет извержен”.

Ипполит все-таки различает между Телом и Кровью Господа и чем-то иным. Мед и молоко имеют у него сакральный смысл, но не являются Телом и Кровью Христовой, это просто остаток от вечери, на которой происходило причащение. Также говорит он о елее (гл. 5): “Если кто приносит елей по примеру приношения хлеба и вина, то не обращается с речью, но возносит ... .... .... ... ... ....” — т. е. это все можно было приносить к алтарю, но, в отличие от хлеба и вина, это не имело отношения к Телу и Крови. Просто между причащением Телом и Кровью было причащение молоком с медом.

Литургия “Завещания”. Первым идет хваление зари, затем читаются пророчества и другие библейские чтения, Евангелие и проповеди. Затем молитва для оглашенных, возложение рук и отпуст оглашенных. Затем читаются ... .... .... Затем лобзание мира. Затем приношение  Евхаристии, при этом должна быть завеса на двери. За епископом стоят по порядку пресвитеры, диаконы, вдовицы, иподиаконы, диакониссы, чтецы, харизматики. Епископ и пресвитеры возлагают руки над хлебами. Диакон произносит длинную ектению с приглашением уйти тем, кто провинился против веры или против ближнего. Затем диалог анафоры и сама анафора. Затем молитва перед причащением. Затем причащение Телом, и каждый говорит “аминь” и читает молитву ко Пресвятой Троице. Затем причащение Кровью (причащение молоком уже отсутствует). Затем молитва благодарения.